Семь смертельных элементов в "Неделе доброты" Макса Эрнста
Графические романы сегодня можно назвать прародителями современных комиксов. Одним таких классических шедевров первой половины 20-го века стало самое загадочное произведение сюрреализма - роман-коллаж Макса Эрнста "Неделя доброты".
Эрнст не получил законченного художественного образования, тем не менее сегодня он по праву считается одним из главных художников-сюрреалистов 20-го века. Вспоминая свое детство, Эрнст писал, что он довольно часто посещал музеи и рисовал с натуры. Во время его пребывания в Боннском университете Эрнст познакомился с работами авангардистов и начал экспериментировать с техникой, учась у Ван Гога, Августа Маке, художников из группы «Синий всадник», увлекается пейзажами Марка Шагала и даже становится лидером дадаистов в Кельне. В итоге Эрнст выбирает свой способ самовыражения – технику коллажа, по ходу изобретая новые приемы, например, фроттажа или граттажа.
Эрнст создает целые серии коллажей, которые потом принимают форму графических романов. Художник берет готовые сцены и образы из различных источников, комбинирует их, создавая необычные психоделические образы. Здесь стоит упомянуть об увлечении Эрнстом философией и психологией. В какой-то момент художник даже начинает изучать искусство душевно больных. Также в разные периоды на его творчество влияет Фрейд и Карл Юнг.
«Неделя Доброты» - это, пожалуй, главный шедевр Макса Эрнста. Подобные коллажные работы художник начал создавать с 1922 года, когда иллюстрировал поэмы Поля Элюара. В ранних коллажах Макс Эрнст создавал совершенно новые сцены из отдельных фрагментов, а в «Неделе», как правило, брал за основу готовую иллюстрацию и видоизменял её. Материалом для коллажей в основном служили ксилографические иллюстрации к французскому бульварному чтиву, которые в изобилии встречались в книгах и журналах конца XIX века. Главными темами этих произведений были страстная любовь, страдания, преступления, казни, ненависть и зависть. Путешествовать в Италию Макс Эрнст отправился с полным чемоданом таких иллюстраций. Помимо «бульварщины» для Недели доброты в ход пошли анатомические и ботанические атласы, научная литература, а в Милане, художник раздобыл томик с гравюрами Гюстава Доре. Для того чтобы добиться нужного эффекта, он переворачивал фрагменты картинок «с ног на голову», помещал их в «подвешенном» состоянии или заставлял вращаться вокруг своей оси. Для книги «Неделя доброты» Макс Эрнст создал всего 182 коллажа.
Роман-коллаж «Неделя доброты» была опубликована в 1934 году в виде серии из пяти буклетов в цветных обложках. Каждая глава соответствует конкретному дню недели и одному из «семи смертельных элементов»: грязь, вода, огонь, кровь, чернота, зрение, неведомое. Откуда взялись эти элементы? Макс Эрнст отказался от изображений смертных грехов. Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти».
Например, первый из них, «грязь», автор связывает со львом. Название первой главы «Воскресенье» – «Белфортский Лев» - происходит от огромной статуи льва длиной 20 метров и высотой около 15 метров города Белфорт, поставленной по случаю окончания франко-прусской войны. Лица большинства персонажей первой главы скрыты за львиными мордами. Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого становится дракон. Четвертый элемент в списке - «кровь», символом которой автор выбирает царя Эдипа. В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами. В последней части объединены еще три дня недели. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Здесь есть и петухи, и персонажи с петушиными головами, и люди с лицами каменных изваяний далекого тихоокеанского острова. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной. Ее элемент, «зрение» воплощается в «Трех видимых поэмах». Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры.
Все главы сопровождаются сюрреалистическими эпиграфами, авторами, которых стали Арп, Элюар, Жарри. Внутри каждой главы рисунки-коллажи объединены общими темами и как будто даже выстраиваются в некую последовательность, так что через какое-то время роман-коллаж воспринимается как некий странный комикс.
Комментарии
Подписаться