Views Comments Previous Next Search

Семь смертельных элементов в "Неделе доброты" Макса Эрнста

36829
Написалlena pisareva10 мая 2011
36829
Семь смертельных элементов в "Неделе доброты" Макса Эрнста — Искусство на Look At Me

Графические романы сегодня можно назвать прародителями современных комиксов. Одним таких классических шедевров первой половины 20-го века стало самое загадочное произведение сюрреализма -  роман-коллаж Макса Эрнста "Неделя доброты".

Эрнст не получил законченного художественного образования, тем не менее  сегодня он по праву считается одним из главных художников-сюрреалистов 20-го века. Вспоминая свое детство, Эрнст писал, что он довольно часто посещал музеи и рисовал с натуры. Во время его пребывания в Боннском университете Эрнст познакомился с работами авангардистов и начал экспериментировать с техникой,  учась у Ван Гога, Августа Маке, художников из группы «Синий всадник», увлекается пейзажами Марка Шагала и даже становится лидером дадаистов в Кельне. В итоге Эрнст выбирает свой способ самовыражения  – технику  коллажа, по ходу изобретая новые приемы, например, фроттажа или граттажа.

Эрнст создает целые серии коллажей,  которые потом принимают форму графических романов. Художник берет готовые сцены и образы из различных источников, комбинирует их, создавая необычные психоделические образы. Здесь стоит упомянуть об увлечении Эрнстом философией и психологией. В какой-то момент  художник даже начинает изучать искусство душевно больных. Также в разные периоды на его творчество влияет Фрейд и Карл Юнг.

Изображение 1. Семь смертельных элементов в "Неделе доброты" Макса Эрнста.. Изображение № 1.

«Неделя Доброты» - это, пожалуй, главный шедевр Макса Эрнста. Подобные коллажные работы художник начал создавать с 1922 года, когда иллюстрировал поэмы Поля Элюара. В ранних коллажах Макс Эрнст создавал совершенно новые сцены из отдельных фрагментов, а в «Неделе», как правило, брал за основу готовую иллюстрацию и видоизменял её.  Материалом для коллажей в основном служили ксилографические иллюстрации к французскому бульварному чтиву, которые в изобилии встречались в книгах и журналах конца XIX века. Главными темами этих произведений были страстная любовь, страдания, преступления, казни, ненависть и зависть. Путешествовать в Италию Макс Эрнст отправился с полным чемоданом таких иллюстраций. Помимо «бульварщины» для Недели доброты в ход пошли анатомические и ботанические атласы, научная литература, а в Милане, художник раздобыл томик с гравюрами Гюстава Доре. Для того чтобы добиться нужного эффекта, он переворачивал фрагменты картинок «с ног на голову», помещал их в «подвешенном» состоянии или заставлял вращаться вокруг своей оси. Для книги «Неделя доброты» Макс Эрнст создал всего 182 коллажа.

Роман-коллаж «Неделя доброты» была опубликована в 1934 году в виде серии из пяти буклетов в цветных обложках. Каждая глава соответствует конкретному  дню недели и одному из «семи смертельных элементов»: грязь, вода, огонь, кровь, чернота, зрение, неведомое. Откуда взялись эти элементы? Макс Эрнст отказался от изображений смертных грехов. Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти». 

Изображение 2. Семь смертельных элементов в "Неделе доброты" Макса Эрнста.. Изображение № 2.

Например, первый из них, «грязь», автор связывает со львом. Название первой главы «Воскресенье» – «Белфортский Лев» - происходит от огромной статуи льва длиной 20 метров  и высотой  около 15 метров города Белфорт, поставленной по случаю окончания франко-прусской войны. Лица большинства персонажей первой главы скрыты за львиными мордами. Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого становится дракон. Четвертый элемент в списке - «кровь», символом которой автор выбирает царя Эдипа. В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами. В последней части объединены еще три дня недели. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Здесь есть и петухи, и персонажи с петушиными головами, и люди с лицами каменных изваяний далекого тихоокеанского острова. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной. Ее элемент, «зрение» воплощается в «Трех видимых поэмах». Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры.

Изображение 3. Семь смертельных элементов в "Неделе доброты" Макса Эрнста.. Изображение № 3.

Все главы сопровождаются сюрреалистическими эпиграфами,  авторами, которых стали Арп, Элюар, Жарри.  Внутри каждой главы рисунки-коллажи объединены общими темами и как будто даже выстраиваются в некую последовательность, так что через какое-то время роман-коллаж воспринимается как некий странный комикс.

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются