Принято считать, что китайское современное искусство появилось в 1980-х, когда художники стали использовать авангардистские техники. Однако, никто не пишет о том, как так получилось, что после традиционной китайской акварельной живописи, изображающей прекрасные цветочки, пейзажи, птичек, вдруг сразу появилось современное искусство.
Первыми китайскими современными художниками можно назвать артгруппу The Stars, одним из выходцев которой является Ай Вэйвэй (Ai Weiwei). Однако, очевидно, что авангардная живопись, подобная работам Хуан Жуя (Huang Rui), не могла так сразу взять и появиться, после традиционного китайского искусства.
Тем не менее, вплоть до 1980-х художники продолжали воспроизводить традиционную китайскую живопись. Единственными значимыми исключениями были Чан Дайчьен (Chang Daichien) и Су Бейхун (Xu Beihong), в работах которых читалось западное влияние.
Партия запрещала использовать какие-либо новшества, пришедшие с Запада, если в картине могли увидеть влияние буржуазных художественных течений, это было равносильно политическому протесту, поэтому китайская живопись практически не развивалась. Становится непонятным, как тогда появились Луо Чжунли (Luo Zhongli), Ма Дэшен (Ma Desheng), тот же Ай Вэйвэй и другие. Основным социально-политическим фактором стали реформы Дэн Сяопина, но не могли же китайские художники из акварели сразу шагнуть в абстракционизм.
Как это ни парадоксально, ключевую роль в подготовке нового поколения художников сыграл социалистический реализм. Это был единственный стиль, кроме традиционных китайских, который был разрешен. Он использовался при создании пропагандистских плакатов.
Таким образом, сознание людей перестало воспринимать искусство только в его традиционных формах, что сделало возможным появление современного искусства в Китае.
Статья публикуется с разрешения сообщества КНРология. Если кому-то интересно следить за современном искусством в Китае, вот их страничка на Facebook, посвященная современной китайской культуре.
Комментарии
Подписаться