Музей наизнанку: 5 акций, которые меняют взгляд на музей
Участие музея в художественной акции – это возможность выйти из установленных для культурной институции рамок, освежить взгляд на хранящиеся в нем артефакты, привлечь внимание к своей коллекции. Мы вспомнили 5 музейных акции за рубежом и в России, которые иллюстрируют эти возможности.
1. УПАКОВАННЫЙ МУЗЕЙ
В 1968 году бернский Кунстхалле праздновал свое 50-летие, устроив масштабную выставку лэнд арта. Тогда американскому художественному дуэту Христо и Жанн-Клод впервые представилась возможность упаковать целое здание. В течение шести дней художники упаковывали Кунстхалле в более чем 2000 кубических метров полиэтилена. Годом позже художники упаковали Музей современного искусства в Чикаго. Отведенное ему одноэтажное здание было построено в начале XX века для булочной, и, по мнению Христо и Жанн-Клод, было настолько безликим, что идеально подходило для упаковывания. В качестве упаковочного материала был выбран брезент цвета хаки – это позволило выделить здание музея на фоне снега. Если вокруг Кунстхалле была создана легкая полиэтиленовая вуаль, то в ветреном Чикаго обтянутый тяжелым брезентом музей выглядел как неприступная и торжественная цитадель искусства.
2. ПИНГВИНЫ
В 2005 году в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» художники Андрей Рудьев и Сергей Братков представили проект «Антарктическая миссия»: на здание Музея Арктики и Антарктики были помещены 40 фигур пингвинов. Согласно авторскому замыслу, пингвины должны были, находясь вне музея, связать окружающее его пространство с внутренней экспозицией.
3. ЛЕВИАФАН
В этом году британскому художнику индийского происхождения Анишу Капуру на выставке Monumenta 2011 в Гран Пале (Париж) удалось, как он сам говорит, “вывернуть музей наизнанку”. Для этого в центральной части Большого Дворца под стеклянным куполом он возвел огромную инсталляцию “Левиафан” высотой 37 метров. Внутри объекта каждый посетитель должен был почувствовать себя прогуливающимся в артерии огромного существа. Идея Аниша Капура была в том, чтобы деструктурировать сложившуюся архитектуру пространства.
4. ПИКСЕЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
Этой осенью в Эрмитаже проходит выставка английского скульптора Энтони Гормли, известного своими ландшафтными инсталляциями Another Place – сотней чугунных статуй на взморье севернее Ливерпуля – и Event Horizon, 31 скульптурой, расставленной на известных зданиях Лондона. Этой выставкой Эрмитаж также совершил нечто революционное для своего классического отдела: в рамках выставки Энтони Гормли античные скульптуры из собрания музея были сняты с постаментов и поставлены вровень со зрителем.
5. МУЗЕЙ СНЯЛ КАРТИНЫ
30 сентября, в честь своего первого дня рождения, музей и галереи современного искусства Эрарта также решились на смелый шаг. Для акции «Нарисуйся в Эрарте» на один день вместо работ из экспозиции музея на стенах были вывешены чистые листы, на которых можно было написать собственную работу. Предварительно организаторам пришлось освободить музейное пространство площадью в 2000 метров (4 этажа музейной части здания) и застелить полы и стены. Акция имела такой успех, что в процессе мероприятия к первоначально вывешенным 400 листам добавили еще 200, докупили краски и кисточки. Все работы были сфотографированы, и из них будет создан виртуальный музей.
Комментарии
Подписаться