Views Comments Previous Next Search

Герои нового времени

44810
НаписалГригорий Савкин7 октября 2011
44810

Вспомните героев своего детства: всемогущий Супермен, сверхловкий Человек-паук или Жан Клод Ван Дам со Шварценеггером, с лёту преодолевающие все возможные и невозможные преграды. Начиная с древнейших времён человечество видело своих спасителей и заступников сильными, умными, ловкими, почти всемогущими! Мега-блокбастеры всегда были напичканы тоннами взрывчатки, трясли кинозалы децибелами взрывных волн и поражали масштабностью вооружённых столкновений ради мира во всём мире. 

Безусловно, клише в искусстве, в том числе и в кинематографе, формируется под воздействием внешних факторов. Супер-герои и непобедимые типы вроде Бэтмена появились в эпоху великой депрессии - продолжительного экономического кризиса мировой экономики, начавшийся в США в 1929 году, а затем и в других странах мира. Людям было необходимо дать надежду на лучшее будущее, а сделать это лучше чем силой искусства было невозможно. Именно начало XX века стало “золотым” периодом как для американского кинематографа с его знаменитым “Happy end”, так и для индустрии комиксов. Спустя всего год после начала Великой депрессии киностудии США получили рекордную прибыль, увеличился и уровень продаж графических новелл. 

Точкой отсчёта “супер-героизма” можно считать июнь 1938 года, когда в журнале Action Comics впервые вышел на сцену Superman, несокрушимый и непобедимый во всех смыслах вечномолодой герой. Чуть позже появился более мрачный персонаж Batman, так же не лишённый супер-геройских качеств. Они были примером для подражания, вымышленными кумирами многих простых американцев, безустанными борцами со злом. Но стоит признать, что зачастую методы защитников гуманистических ценностей гуманными не назовёшь. Взорвать вражеское укрытие зарядом взрывчатки - легко, устроить во время битвы со злодеем в центре города мини ядерный взрыв - запросто! Разумеется, перед тем как передать главного злодея властям для правосудия необходимо лихо отлупасить его до смерти. Добро должно было быть с кулаками, и это абсолютно законно оправдывал исторический контекст. Мир стоял на пороге Второй мировой войны, суровое время требовало суровых героев. Борьбе с фашисткой Германией посвящено очень много комиксов про приключения супер-героев.

Герои нового времени. Изображение № 1.

То было время героев и подвигов, но глядя на сегодняшнее искусство понимаешь, что все “сверхлюди” давно отправились в Вальгаллу. Времена поменялись, стало относительно тихо и спокойно. Верхам не надо настраивать пролетариат на борьбу с иноземным завоевателем (параноидальные США в расчёт не берём, там нынче Супермен и Человек-Паук сражаются с фантомным терроризмом). Главная задача любого правительства - эффективно, но ненавязчиво продать своему населению идею, принцип, идеал. Тогда народ купив это нечто решит, что сделал осознанный выбор, совершил акт свободного волеизъявления и примет всё за чистую монету. Так сформировалось общество потребления. 

На замену вчерашним мэйнстримовым движениям панка, хиппарства, рэйва и остальных проявлений пубертатного периода наших родителей пришла новая контр-культура хипстеров, наследников одноименного явления, зародившегося в 40-х гг. XX века. Именно они сегодня формируют рынок, и герои нового кинематографа - это их герои. Возникает необходимость разобраться в истории вопроса. 

В 40-е гг. хипстерами назывались белые молодые люди, поклонники бибопа и негритянской культуры, выходцы из низов общества, как и их джазовые кумиры. Нонконформисты, бунтари без цели и причины, нашедшие себе прибежище в грязных клубах и легких наркотиках. Они ввели свой, одним им понятый сленг, с помощью которого отгородились от раздражающей их действительности. Это странное молодежное движение, не имеющее никакой идеологии вообще, кроме отчуждения. Это даже не нигилизм, а просто тихое игнорирование. Чарли Паркер - важно, а остальное - нет. Паркер был символом хипстерства того времени, так же, как чуть позже Майлс Дэвис, который повторно стал опять популярен у хипстеров где-то в конце 80-х. Каким-то образом хипстеры пережили Вторую мировую и как ни в чем не бывало зажили той же жизнью в 50-е, как будто не прошло десяти лет.” (Блог “Культовый Журнал”) 

Сегодняшние же хипстеры - это не продолжение старых традиций. Свой протест конформизму и общественной морали они нарядили в модные узкие джинсы, очки в роговой оправе и отправили щебетать в Twitter. С неуверенностью можно говорить и о самом протесте как таковом. Модно быть умным, желательно даже гиком (см. сериал Теория Большого Взрыва). Это хорошо, это стимулирует кору головного мозга, вот только тысячи старшеклассников по всей планете банально мимикрируют под “ботаников” желая оставаться в трэнде. Модно кататься на ретро-скутерах Vespa, носить Merc и Fred Perry, но и тут пролёт, чувство стиля украдено у британских модов из 60-х.

 

Герои нового времени. Изображение № 2.

 

Как обычно, говоря о России, ситуация оказывается ещё более печальная. Западная молодёжь при всей своей нон-комформисткой мэйнстримовости ещё хоть как-то пытается создать образ светлого будущего с одной стороны активно поддерживая движения Live Green и инди-музыкантов (вообще всё с приставкой “инди-”), а с другой просто не выпендриваясь. Наше доморощенное хипстерство не готово к таким жертвам и активно подчёркивает свою причастность к “модной революции” своими айФонами, МакБуками, Рей Бенами и Молескинами. Да что б подороже да побогаче всё выглядело! Иначе уже дешёвка, и ты не в трэнде. Особенно важно быть самому причастным к миру искусства, посему самый правильный путь в творчестве - ломография. Щёлк-щёлк и ты уже художник, например. 

Кинематограф всё видит, всё слышит и незамедлительно реагирует на происходящее. Сегодня всё реже в кино можно увидеть перекаченного мужлана с сигарой в зубах, казнящего всемирное зло. Экран адаптировался под нас и зеркально отражает новых персонажей: хилого Скотта Пилигрима (Скотт Пилигрим против всех), косноязыкого дворянина (Король говорит), компьютерного червя Марка Цукерберга (Социальная сеть), а если и снимают что-нибудь масштабное и эпичное, то это ностальгия чистой воды. Конан-варвар или все последний экранизации комиксов Marvel - это игры на наших с вами воспоминаниях о детстве.

 

Новые герои перебрались с экранов и в реальную жизнь. Тот же Марк Цукерберг - кумир миллионов. Занятно, что русский аналог, Павел Дуров, народной любовью похвастаться не может. Имя покойного основателя компании Apple Стива Джобса знает практически каждый. Из особенно трогательных примеров можно вспомнить нашего дорогого президента Д.А. Медведева, всюду таскающего с собой iPad, iPhone и предложившего запилить свою национальную, русскую MMORPG а-ля World of Warcraft (?!?!?!). 


При всём при этом должен признаться, что и сам я отчасти хипстер. Да, я строчу в Twitter, зарегистрирован почти во всех социальных сетях, играю в инди-игры, коплю на новый iPhone и ну очень хочу купить Vespa! Да, я обожаю “Теорию Большого Взрыва”, и считаю, что это самый смешной и остроумный ситком на современном телевидении! Да, я едкий, нон-конформистичный потребитель массовой культуры всем остальным видам остроумия предпочитающий сарказм! Но что поделать и надо ли с этим бороться? Напишите своё мнение в Twitter, пусть кто-нибудь да прочтёт. 

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются