Рассказ Сергея Соловьёва о картине Михаила Сажаева «Утро».
В душные годы застоя один выставком указал начинающему художнику Михаилу Сажаеву на пустую авоську в руке центрального персонажа и предложил всю картину переписать. Другой бы сразу эмигрировал, а Михаил Сажаев, наоборот, взял и распилил своё полотно на девять равных частей по законам золотого сечения. Этот акт, по словам художника, не имел никакого отношения ни к существующему строю, ни тем более к выставкому, а просто он понял, что в час пик не надо возить ДВП на трамвае целиком. Так первый в жизни Михаила Сажаева выставком стал последним, а центральный персонаж и пустая авоська начали жить каждый своей жизнью.
С годами распиленные рукой мастера фрагменты картины разошлись по частным коллекциям. Какое место на той древесноволокнистой плите занимал именно этот, спорят практически все искусствоведы, некоторые спиваются, двое поменяли пол. Горизонт завален, неэнергичная перспектива, разные манеры письма на каждом дециметре…
Но если тщательно домыслить остальные восемь частей, можно сразу простить художнику его тогдашний порыв или просто позвонить родителям.
Сам автор отказывается восстановить композицию, ведь нет уже тех лакокрасочных материалов, стали другими кисти, шпроты просто нельзя есть. Вечным остаётся только искусство, и этот один из девяти фрагментов той древесноволокнистой плиты второй половины ХХ века работы Михаила Сажаева несомненно до сих пор вызывает желание докупить оставшиеся где-то за рамой.
Сергей Соловьёв, владелец картины.
Работа Михаила Сажаева «Утро» ныне находится в галерее «ПоЛе».
Комментарии
Подписаться