Тибет: семейные ценности, традиционные костюмы и драконы, живущие по соседству
Девушка на фото пребывала в хорошем расположении духа – вероятно потому, что вес ее традиционного костюма, сочетающего в себе «семейный банк» и «несколько кругов защиты от злых сил», составлял 40-50 кг. Большая часть веса приходилась на украшения.
Основной материал тибетских украшений – бирюза, янтарь, коралл, серебро, жадеит, жемчуг, ракушки, кость яка. В каждой семье есть хотя бы что-то – бусы из коралла, серьги из бирюзы, перстень с мистической бусиной дзи. Стоимость реликвий, передающихся по наследству в богатых семьях, может составлять несколько миллионов долларов по современным ценам на тибетское антикварное ювелирное искусство. «Не смотри на размер дома, в котором живет семья, а смотри на количество украшений, надетых на хозяйке дома»
На девушке, которая не смогла передвигаться иначе, кроме как с поддержкой двух родственников мужского пола, надеты двенадцать бус из крупных коралловых бусин и бусин дзи высочайшего качества – стоимость каждой антикварной бусины дзи может составить несколько тысяч долларов. На талии и бедрах у нее более двадцати золотых и серебряных амулета, они как раз и защищают от злых сил. Кстати, тибетцы носят украшения только из чистого серебра и золота. Даже смешивать эти два металла запрещено. На груди у нее – гао, амулетница. Внутри гао обычно хранятся священные предметы: тексты с мантрами, изображения будд, реликвии учителей. Заполнение гао реликвиями — особый ритуал, который осуществляет лама, после чего оно начинает выполнять функицию защиты и благословения, для того, кто его носит.
Головное украшение состоит из больших янтарных и коралловых бусин. Янтарь в Тибете считается магическим, также защищающим того, кто носит украшения из него, от разных напастей и болезней.
Конечно, возникает вопрос – зачем так много. Тибетцы в прошлом – кочевники, жили обособленно в высокогорье, вели натуральное хозяйство, доступа к «благам цивилизации» не имели, да и не нужны они были им. На стыке религии и особенностей жизни возникла «кочевая» форма ценностей, которая не только обладала качествами, описанными выше, но и которую можно было легко перевозить.
Можно только догадаться, сколько времени ушло, чтобы облачить красавицу для участия в празднике. Для повседневной носки тибетские женщины ограничиваются головным украшением из янтаря, бусами из коралла и бирюзы, инкрустированным поясом и несколькими серебряными кольцами. Такие украшения можно купить у тибетских мастеров в лавочках-мастерских в Тибете, Непале и Китае.
Дополнительно нужно сказать об основных узорах, использующихся в создании украшений в тибетском стиле. Восемь символов счастья (они же —«восемь эмблем славы», «восемь знаков счастья», «восемь благоприятных символов», «восемь драгоценностей») – восемь благоприятных предметов, которые, по преданию, были преподнесены Будде Шакьямуни при достижении им Просветления. Они считаются исключительно могущественными талисманами даже по отдельности; обладание же сразу всеми восемью приносит удачу во всех сферах жизни, как в материальном, так и в духовном планах.
Это золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, мистический узел и зонт. Каждый из этих предметов несет в себе глубокий философский смысл и свое собственное благоприятное начало, делающее их столь эффективными талисманами.
Пара рыб: на материальном уровне приносят материальное процветание, защиту от несчастных случаев и злословия. На духовном уровне - символ преодоления Океана Сансары и достижения Нирваны, преодоления мирских желаний.
Раковина: на материальном уровне несет удачу тем, чья работа требует умения ладить с людьми, а так же творческим людям, в первую очередь, музыкантам. На духовном уровне символизирует благую весть всем существам о возможности для каждого реализовать природу будды.
Драгоценный сосуд: на материальном уровне символизирует долгую жизнь, здоровье и благосостояние. Драгоценность, венчающая крышку сосуда, – это драгоценность, исполняющая задуманное (санскр. чинтамани). На духовном уровне означает благое воздаяние за добродетельные поступки, которые мы совершаем и за смиренное приятие возвращающейся неблагоприятной кармы.
Лотос – священный цветок, символизирующий духовную чистоту, божественное сострадание и божественную любовь. На материальном уровне гармонизирует энергии пространства, привносит спокойствие и ясность ума. На духовном уровне – символизирует незамутненность сознания мирскими омрачениями.
Золотое колесо с восемью спицами: на материальном уровне символизирует мудрость и гармонию. На духовном уровне – это колесо Дхармы, путь к познанию истинного божественного Закона, изложенного в словах Будды.
Знамя Победы: на материальном уровне означает удачу, как подарок Фортуны, приятные неожиданности; на духовном уровне – символ несокрушимости учения Будды и победы света над тьмой и невежеством.
Мистический узел или «узел счастья»: на материальном уровне символизирует бесконечную удачу во всем; на духовном уровне – бесконечный круговорот бытия и всех событий Вселенной.
Зонт: на материальном уровне – символ почета и уважения, защиты от негатива любого рода; на духовном уровне - символ защиты от препятствий к достижению природы будды (пороков, страстей, заблуждений), покровительства Высших сил.
Помимо священных символов тибетские ювелирные мастера в своей работе используют изображение животных. Двенадцать животных в тибетской астрологии (Мышь, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Птица, Собака, Кабан) известны как психологические архетипы людей, родившихся под управлением этих животных. Снежный лев – символ владычества и защиты, это национальный символ Тибета. Лягушка – символ богатства и процветания. Бабочка символизирует любовь и супружеское счастье. Пара попугаев символизирует любовь, симпатию. Кукушка символизирует лето. Ворон в тибетской культуре считается птицей предзнаменований. Павлин поддерживает трон Амитабхи – Будды Безграничного Света. А павлиньи перья используются во множестве буддийских ритуалов и тантрических посвящений.
И напоследок – о предстоящем годе дракона. Драконы известны с незапамятных времён. Эти гигантские, крылатые, огнедышащие существа напоминают доисторических животных - динозавров, живших на земле миллионы лет назад. Однако дракон появился благодаря человеческому воображению. В основе его появления, возможно, лежала находки в Китае и других частях света ископаемых останков динозавров и других гигантских рептилий. У разных народов драконы могли иметь совершенно противоположную символику.
В Тибете существует множество сказок и легенд о драконах. Их изображениями украшено большинство храмов. А местные жители утверждают, что и по сей день – встреча с драконом не редкость в уединенных гималайских долинах. Такая встреча сулит большое счастье.
Тибетские драконы сочетают в себе дракона обычного и нага (змея). Наги - это полубожественные существа, защищают от злых духов. С ними сотрудничают самые сильные тибетские ламы, как например Лама Ванг-ду, на аудиенцию к которому приходит почти каждые путешествующий по Непалу.
На Востоке дракон символизирует четыре стихии - Земля, Ветер, Огонь и Вода - и четыре стороны света - Восток, Запад, Север и Юг. Он одновременно является символом воды, земли, неба и подземного мира.
В Китае, эти мифологические существа были символом как сверхъестественных сил и императорской власти. Будучи богом дождя, дракон часто изображался вокруг надвигающихся грозовых облаков. Драконы настолько укоренились в мифах и легендах китайской культуры, что они стали считаться предками китайского народа. В Японии один из императоров заявил, что он является потомком бессмертного и самого сильного из драконов. Неудивительно, что на одеждах японских императоров можно видеть изображения драконов, символизирующих власть императора и защиту со стороны драконов.
Как уже упоминалось, драконы представляли собой четыре элемента, отсюда берут своё начало мифы о господстве драконов в воздухе, воде, огне и на земле. Драконы каждой из этих стихий имели свои особенности. Для китайцев огнедышащий дракон был преимущественно связан с молнией, громом и дождём, являясь символом плодородия. Драконы водной стихии считались защитниками, а также выступали в качестве опекунов ручьёв, озер, рек и даже частных бассейнов.
В дополнение к драконам, которые представляли собой стихии, существуют мифы и легенды о специфических драконах. Например, упоминаются драконы, охранявшие сокровища, служившие кому-либо.
В японской и китайской культурах также существует много историй о том, как после долгих путешествий существа превращались в драконов. В Японии, например, часто рассказывалось о карпах и рыбе Koi , которые в конце своего опасного трудного пути превращаются в драконов.
До появления буддизма, дракон играл главную роль в китайских и японских народных верованиях, а также и у даосов. В девятом веке, китайский дракон появился и в буддистском искусстве, где он играл роль защиты Будды и священных законов буддизма. Его изображения можно было найти и над вратами храмов и на могильных камнях для защиты от злых духов. Наиболее известные изображения драконов появилось в девятом веке, сделанные с помощью туши. На них драконы имели длинные, чешуйчатые тела, лапы с когтями, маленькие рожки, большие глаза под густыми бровями, и острые зубы. В бескрылом изображении, дракон символизировал радугу.
Тибетцы верят, что драконы до сих пор благополучно проживают с ними по соседству на отрогах недоступных гор. Их изображения в разнообразных позах – один из самых излюбленных мотивов в этнических ювелирных украшениях Непала.
Комментарии
Подписаться