В культурном центре Лофт Проект ЭТАЖИ в пятницу, 4 ноября, откроется выставка «Северное искусство сегодня: концептуальные долги, разбившиеся мечты и новые горизонты», на которой будут собраны работы 35 художников из Скандинавии и России. Мы уже публиковали обзорный пост о некоторых из них, а теперь решили рассказать о них подробно. Первым станет представитель шведского современного искусства Горан Хассанпур.
Горан Хассанпур с отцом и братом
Горан Хассанпур родился в 1977 году в Курдистане (Иран). В 14 лет он переехал с семьей в Швецию как политический беженец из-за участия отца в партизанском движении. Он окончил факультет изобразительных искусств университета Валанд в Гётеборге и с тех пор участвовал в различных выставках в Швеции и на международном уровне. Его работы были представлены в спутниковом проекте Matter & Memory Московской биеннале (2007), в Шведском институте в Париже, в посольстве Швеции в Берлине, в Bonniers Konsthall и на выставке «FAMES: Семейный Водевиль в Каире».
Работа Nergez на Московской биеннале
Его творчество неразрывно связано с темой родины, того мира, который художник был вынужден покинуть и который остается у него в воспоминаниях. Несмотря на некую виртуальность и, безусловно, субъективное восприятие Ирана, Хассанпур выстраивает свои работы на символах и традициях этой страны. Более того, Европа и Восток переплетаются, образуя сложный сплав из мифа, фактов, сарказма, легкой грусти, прошлого и будущего.
Mirror
Тема миграции в XXI веке стала одной из самых актуальных в современном искусстве. Однако творчество Хассанпура выделяется из общего контекста благодаря той иронии, на которой построены все его работы. Он позволяет себе играть с нормами и стандартами, ставшими уже привычными штампами, тем самым разбивая все ожидания зрителей, основанные на неких устоявшихся моделях социального восприятия. Посмеиваясь над европейским восприятием, создавшим клише на основе виртуального восприятия страны, про которую большинство информации подчерпнуто из средств массовой информации, Хассанпур пытается найти то зерно истины, которое помогло бы ему самому глубже прочувствовать свою родину.
Nergez
Так, видео «Nergez» отсылает нас как к истории Ирана, так и к модной западной фэшн-индустрии, сталкивая священные традиции и масс-медиа. На протяжении некоторого времени мы смотрим на сидящего мужчину, у которого под рукой лежит куфия. Через какое-то время изображение начинает расслаиваться, показывая нам будто бы движения, происходящие у героя в мыслях. Медленно, постепенно он надевает платок на голову и словно начинает кокетничать, как фотомодель на фешн-съемках перед объективом. Столь резкое несоответствие образа и поведения сбивает зрителя с толка, заставляя его просматривать видео снова и снова в поисках возможной визуальной ошибки.
The Walk
В работах «Twowaystream», «The Walk», «Utan title», «Granatapple» присутствуют национальные мотивы и символы. Иранская музыка, платки, ковры — все отсылает нас к стране, в которой родился художник. Вместе с тем, под эту музыку в работе «Utan title» вместо танцующих людей мы видим подпрыгивающие пальцы рук, а на видео «The Walk» прогулка заключается в бесконечном обходе кромки ковра. «Granatapple» — серия из нескольких фотографиях, где присутствует гранат (символ Ирана), который герой запихивает себе в рот.
Twowaystream
Проект «Вавилонская башня» отсылает нас к легенде о мифической башне, возведенной возле Багдада в Ираке, где зародилась одна из древнейших цивилизаций в мире. Вместе с тем, она, безусловно, напоминает нам макет башни Татлина, в основе которой лежал тот же прототип. Башня Хассанпура более человечна и материальна, тогда как Татлин вкладывает лишь чистую идею, каркас, отбрасывая все лишнее на его взгляд.
Вавилонская башня, в раскладке
Творчество Хассанпура, безусловно, очень личное, основанное на детских воспоминаниях, тревогах и переживаниях. И, вместе с тем, оно отражает те чувства, которые испытывает иммигрант, вынужденный жить в стране, культура которой является полной противоположностью его традициям и принципам.
Гранат
Текст: Ольга Зайцева
Выставка «Северное искусство сегодня»: 5 ноября — 11 декабря в Лофт Проекте ЭТАЖИ, Санкт-Петербург, Лиговский пр., 74. Открытие пройдет 4 ноября в 18.00 в Пространстве Пятый Этаж.
Комментарии
Подписаться