С 5 ноября по 11 декабря в Лофт Проекте ЭТАЖИ проходит масштабная выставка актуального скандинавского и российского искусства «Северное искусство сегодня». Художников участвует 35, и было бы просто несправедливо не познакомить вас хоть с некоторыми из них. Мы уже рассказали о представителе Швеции Горане Хассанпуре, а теперь очередь за Исландией.
Вот уже несколько лет Стейнгримур Эйфьор является одним из самых интересных и активных художников Исландии. Его работы можно найти практически во всех музеях изобразительного искусства Исландии, он экспонируется в Drammens Museum в Норвегии и в одном из известнейших музеев современного искусства Нидерладов — Het Gemeentemuseum Den Haag, но для России он по-прежнему остается малознакомым художником. Хотя участие в 52-й Венецианской биеннале принесло ему известность. По прошествии выставки местная исландская газета назвала его одним из самых известных современных исландских авторов.
Стенйнгримур Эйфьор
На биеннале его скульптура «Прилет золотой ржанки» представляла Исландию. Ржанка — маленькая болотная птица, и в Исландии она считается предвестницей весны. Ее прибытие в страну в конце марта — начале апреля неизменно освещается в местных СМИ. Так, благодаря художнику эта птица на выставке стала символом Исландии.
«Прилет золотой ржанки»
Искусство Стейнгримура – это синтез народных сказок, знаменитой исландской саги, фольклора с суеверием и проблем современности.
Художник критикует глобализацию, развивающуюся в современном мире искусства. Он осуждает американскую тенденцию, которая угрожает культурному наследию родной страны. На биеннале, помимо «Прилета золотой ржанки», Стейнгримур представил ряд работ, появившихся в результате опроса исландцев на тему их отношения к природе, веры в эльфов, троллей и других аспектов исландской культуры. Именно эльфов автор привозит в Венецию, рассматривая их как важный аспект культуры Исландии.
Башмаки эльфа
Художник работает в различных техниках. Особенно ему нравится стиль комиксов, точнее реплики, используемые в них. За счет их автор в своих произведениях комментирует по существу и с юмором текущее состояние Исландии. А текущее состояние таково, что художник после финансового краха в стране находится в добровольном экономическом изгнании из Исландии и живет сейчас в Норвегии.
Загон для овец, центральная часть композиции
Работа под названием «Келлингин», которая будет представлена на выставке в Петербурге, отражает отношение художника к миру без самоцензуры. Этот абсолютный поток событий является частью обширной продолжающейся коллекции текстов и изображений, основанных на его мечтах, воспоминаниях и интервью с пожилыми исландцами.
Келлингин
Это — текстовый и визуальный дневник, альбом для заметок, подводящий итог значительной части его художественных исследований за последние 35 лет. Работа становится ретроспективным произведением художника. Стейнгримур каждый день делает записи в своем дневнике и добавляет вырезки из газет и журналов, свои воспоминания, расшифровывает интервью, которые он берет у разных людей и делает маленькие открытия. Каждый месяц он отсылает свои тексты одному из исследователей в отделе исландского языка университета Манитоба в Канаде, который переводит их с исландского на английский язык. В течение последних 11 месяцев Стейнгримур делал примерно по 180 таких листов в месяц, приблизительно 2000 из них представлены на выставке в Санкт-Петербурге, и он будет продолжать создавать их после открывающейся выставки.
Автор: Наталья Клапунова
Северное искусство сегодня: концептуальные долги, разбившиеся мечты и новые горизонты: 5 ноября — 11 декабря
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 74, Лофт Проект ЭТАЖИ.
Комментарии
Подписаться