Views Comments Previous Next Search

Все женщины - богини. Доказано искусством

33869
НаписалMaivika 13 ноября 2011
33869

 

Недавно, вдохновленная личностью и творчеством Уники Цюрн, я  обнаружила крайне необычный блог , выбивающийся из того, что представляет собой современная российская блогосфера.  Популярная ныне установка – «моя территория - что хочу, то и ворочу» – во многом способствует «умственной расслабленности» читателя (само собой,  в негативном отношении).  Достаточно почитать «горячую десятку» самых авторитетных блогов рунета , чтобы понять, куда я клоню.  Отмечу – я не пытаюсь никого обидеть, просто констатирую факт – на действительно интересные, «развивающие» интернет-дневники приходится открывать охоту. Делюсь с вами крайне удачной добычей! С теми, кого интересует профессиональный взгляд  на современное и не очень современное искусство «арт-критика в самом расцвете сил»,  неожиданные параллели, а также плавное, понятное и изящное изложение мыслей.

Автор блога под игривым названием «Карина, картина, картонка и маленькая собачонка»- Карина Новикова, сама будто сошедшая то ли с «Всадницы» Брюллова, то ли с похищенного «Женского портрета» Густава Климта – пишет увлекательно и даже временами буйно, с удивительно неистовой любовью к героям публикаций.

Свою Унику Цюрн  я нашла в образе Персефоны в статье «From here to eternity: богини модернизма» - истории о том, что привнесли в искусство женщины, наконец получившие окончательное право на творческое самовыражение, по аналогии с  богинями древнегреческого Олимпа и областями их царствования. Точность сравнения, с которым я столкнулась, мягко говоря, удивляет: Тамара де Лемпицка (Афродита), Паула Модерзон-Беккер (Деметра), Ромэн Брукс (Артемида), Гюнта Штольц  (Афина) и близкая нам Ольга Хохлова (Гера) – столь очевидно подходят на тематические роли древнегреческих богинь, что подобное сходство дает повод задуматься как о гранях женской натуры, так и о том, как сложно зачастую увидеть простое и гениальное, не пускаясь в усложнения.

" Одна из наиболее почитаемых богинь, Деметра воплощала в себе первобытную творческую энергию, и потому считалась матерью всего живущего и покровительницей материнства. Паула Модерзон-Беккер собиралась посвятить свою жизнь детям, осваивая профессию педагога в Бремене, однако этого не случилось, и детям она посвятила своё творчество. Её работы типологически и сюжетно являются классическим примером так называемого женского искусства, в котором интуитивное начало важнее принципиального, а постижение духовного происходит через принятие материального "

Все женщины - богини. Доказано искусством. Изображение № 1.

 Паула Модерзон-Беккер, Автопортрет, 1906.

" Уника Цюрн попыталась убежать во владения Аида ещё в детстве, когда, в возрасте двенадцати лет, выбросилась из окна. Попытка оказалась неудачной, и мрачный бог, приняв обличие мужчины, решил сам прийти к волнующе красивой, словно сошедшей с картины «Прозерпина» Данте Габриеля Россетти, девушке.  "Великий расчленитель" Ханс Беллмер, которого Уника встретила в 1953 году, открыл ей тайну материализации самых страшных ночных кошмаров, терзавших её с первых лет жизни "

Все женщины - богини. Доказано искусством. Изображение № 2.

  Уника Цюрн; Данте Габриэль Россетти, "Прозерпина", 1874

" Когда в пылу битвы Крон ранил Урана, в море пролилась кровь. Из вспенившейся воды вышла Афродита, самая прекрасная среди богинь. По словам одного их хроникеров 1930-ых годов, «спальня Тамары де Лемпицка купалась в цвете морской волны» - не иначе, как в напоминание о божественном происхождении хозяйки? «Прекрасная полячка» и правда появилась в Париже внезапно и таинственно, словно возникла из пены. Конечно, миф о себе Тамара во многом создала сама, но миф этот был столь красив, а Лемпицка столь убедительна в роли богини, что парижская элита приняла её в свой круг точно так же, как бессмертные боги приняли Афродиту, когда оры привели её на Олимп "

Все женщины - богини. Доказано искусством. Изображение № 3.

Тамара де Лемпицка

" В Артемиде много общего с амазонками, которым, кстати, приписывается основание самого древнего и знаменитого храма Артемиды в малоазийском Эфесе. Первое, что Беатрис сделала после того, как заключила фиктивный брак с геем-пианистом Джоном Бруксом, это заказала мужской костюм и сменила имя на Ромэн Брукс. В самом известном своём произведении, «Автопортрете» 1923 года, она также предстаёт в образе леди-денди: цилиндр, перчатки, жокейский сюртук, сшитый по эскизам самой Брукс "

Все женщины - богини. Доказано искусством. Изображение № 4.

Ромэн Брукс, Автопортрет, 1923.

" Афина проводила всё время за работой, ведь надо было одеть и обуть весь Олимп, а когда до её слуха доносился шум битвы, она бросала веретено и брала меч. По сути дела Афина наиболее близка современной женщине, которая, помимо традиционно женских навыков, должна уметь постоять за себя. Гюнта Штольц в совершенстве владела и тем, и другим. Когда разразилась Первая Мировая война, Гюнта, оставив учёбу в Школе прикладного искусства, пополнила ряды Красного Креста. Вернувшись домой, она начала другую войну – с косностью – которую обнаружила даже в передовом Баухаузе, где Георг Мухе, возглавлявший отделение текстиля, пренебрежительно называл ткачество "женским занятием"

 

Все женщины - богини. Доказано искусством. Изображение № 5.

Гюнта Штольц. Африканское кресло, 1921

Гестия стала символом порядка. Появилась даже поговорка, «начинать с Гестией», то есть начинать правильно. Геометрический стиль Сони Терк-Делоне, одновременно динамичный и упорядоченный, рассказывает об эпохе джаза сдержанным тоном чертежей и схем "

Все женщины - богини. Доказано искусством. Изображение № 6.

Оптическое платье Сони Терк-Делоне, 1925г.

" Точно так же, как влюбчивость Зевса бесконечно угрожает его браку с Герой, единственным занятием которой был шпионаж за мужем да месть соперницам, темперамент Пикассо доводил его законную супругу, Ольгу Хохлову, забросившую балет вскоре после свадьбы, до исступления "

Все женщины - богини. Доказано искусством. Изображение № 7.

Пикассо, Портрет Ольги Хохловой, 1919

 

В заключение, даю ссылку на последний пост, который я советую почитать всем, кто желает приблизиться к ответу на давно мучающий, во всяком случае, лично меня вопрос – как воспринимать произведение, руководствуясь балансом между надуманным и реальным?  Автор снова сравнивает, и сравнивает удачно – работы и ключевых фигур искусства со старшими Арканами Таро.  Сама интерпретация раскладов Таро включает как толкование общепринятого понимания символов карт, так и толкование, основанное на собственной интуиции и опыте. Такой подход может действительно помочь понимать смысл произведения, минуя то, о чем говорится в известной шутке про «синие занавески, или что же этим хотел сказать автор».

 

Удачи в блогоохоте!

 

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются