Бьорн-Ковальски Хансен: художник, которому небезразлично
Продолжаем серию записей о художниках — участниках выставки «Северное искусство сегодня», которую в настоящее время можно посетить в Лофт Проекте ЭТАЖИ. На очереди гражданин Норвегии — художник, предприниматель и музыкант — Бьорн-Ковальски Хансен.
Бьорн-Ковальски Хансен — молодой художник-музыкант, участник различных международных художественных проектов. Как диджей Бьорн-Ковальски успел отыграть пару раз в Петербурге в начале ноября этого года. Как дизайнер и иллюстратор активно работает в сфере рекламы и торговли: создает рекламные ролики, плакаты, разрабатывает дизайн продуктов и текстиля. Но решающую роль для него играет не коммерческий успех продукции, а успех проекта, в рамках которого он задействован. Эти проекты, в основном, носят благотворительный или социально-значимый характер.
Когда в 2008 году Сеул объявили столицей дизайна, там началась олимпиада дизайна. В рамках этой олимпиады Бьорн-Ковальски Хансен и его друг Ян Кристенсен разработали проект под названием «Город братской любви» (City of Brotherly Love). Они создали серию футболок с различными надписями и с помощью юмора и диалога вынуждали людей задуматься над вопросами красоты и дизайна. Вся выручка от продажи футболок была передана в местную благотворительную организацию, работающую с детьми-сиротами и северокорейскими беженцами.
Хансен и Кристенсен
Другой пример успешного совместного дизайнерского проекта Хансена и Кристенсена — создание серии сидений для открытого музыкального концерта в Осло. Геометрические фигуры из культовой компьютерной игры тетрис стали осязаемыми: можно было на них сидеть, их можно было перемещать, ими можно было играть.
В подобных проектах художник исследует такие темы, как социальный дизайн, социо-экономические изменения, происходящие в результате глобализации, и как средства массовой информации и массовая культура влияют на нашу самобытность.
Приобретает все большую известность его масштабный арт-проект «Хаки» (Hakki™), который призван сохранить культурный и местный колорит небольшого городка в Швеции, в котором большинство людей покинули город из-за закрытия единственного местного завода. На практике проект состоит из двух магазинов, расположенных в Норвегии, где продают одежду, дизайн которой разрабатывается совместно с жителями этого городка. Прибыль от продаж направлена на финансирование нужд горожан и города.
Проект успешно реализован, и небольшой город в Швеции продолжает существовать и развиваться. Одежда и товары от Hakki™ приобретают все большую популярность. Сам арт-проект по себе очень необычен, он совмещает в себе бизнес и искусство. Его невозможно не рассматривать с точки зрения экономики и маркетинга. Не случайно в Норвегии Бьорна-Ковальски Хансена называют художником-предпринимателем, в этом есть доля правды. На его счету несколько запатентованных брендов, и все они появились в результате творческой деятельности автора. Например, кофейни Coffiest открылись в рамках выставки «Беллитристика в Kunstbank Hedmark Kunstsenter» (художественная галерея в городе Хамаре), оригинальное название — Fiction at Kunstbank Hedmark Kunstsenter. Кофейни продолжают работать и по сей день. Удивительно то, что своим появлением они обязаны научно-фантастического роману «Торговцы космосом» Фредерика Пола и Сирила Корнблата, который художник прочел и которым вдохновился.
Характерная черта творчества Бьорн-Ковальски Хансена — неравнодушие. В своих работах он снова комментирует прошлое, задаёт вопросы будущему, проливает свет на неизученные темы и события нашего времени.
Один из его последних проектов называется Nostalgisk Kapital, 2011 («Ностальгический капитал»). Художник несколько лет регистрировал и классифицировал логотипы норвежских предприятий, чтобы понять природу ностальгической ценности, которую представляют эти эмблемы. Какую ценность придаём им мы сейчас и какую придавали прошлые поколения в местном масштабе и на международном уровне, эстетически и исторически?
Логотипы так или иначе являются частью визуальной культурой современности и ведут независимое существование в мире, где обещают лучшую жизнь для всех нас.
На выставке в Петербурге автор представил только одну работу в рамках этого проекта. Это выложенный плитками шоколада «Особый», логотип норвежской компании ORKLA, которая в настоящее время является владельцем кондитерской фабрики им. Н. К. Крупской.
Работа пользуется популярностью у посетителей: все хотят угоститься шоколадом. Но притягательность шоколада есть не что иное, как возможность задать вопрос петербуржцам: что для нас значит этот неизвестный логотип иностранной компании, который уже сегодня является частью истории нашего города, и как мы к этому относимся?
Автор: Наталья Клапунова
Выставка «Северное искусство сегодня: концептуальные долги, разбитые мечты и новые горизонты» работает до 11 декабря 2011 года.
Лофт Проект ЭТАЖИ, Санкт-Петербург, Лиговский пр., 74
Будние дни с 12.00 до 22.00, выходные с 10.00 до 22.00
Комментарии
Подписаться