Триумфальное возвращение классической картины; digital-революция имени Энди Уорхола и другие любопытные вещи, которые происходят в мире изящных искусств
Современное искусство больше не современно. Сontemporary art со всеми своими постмодернистскими трюками было придумано век назад.
Освежеванные туши коров, видеоперформансы, - поначалу это было увлекательно, но возникает вопрос, что же дальше. Смогут ли художники придумать что-то еще более абстрактное и непостижимое, чем квадрат Казимира Малевича и брызги Джексона Поллока?
Think outside the box, – советовал небезызвестный Бэнкси. Новые тренды в искусстве и арт-рынке пришли с неожиданной стороны.
Тренд № 1.
Рисованная картина: возвращение на трон
По мнению критиков, картина еще недавно «умирала», вытесняясь другими видами искусства – видеоартом, инсталляцией… В конце нулевых ситуация кардинально поменялась: картина возродилась как жанр.
Граница между fine art («изящное искусство», сделанное по старинке, кистью по холсту) и актуальным искусством (с его нарочитым безумием и нонкоформизмом) - внезапно куда-то улетучилась.
Зрители, а в первую очередь – сами художники - страшно соскучились по картинам в традиционном смысле. И выясняется, что здесь еще далеко не все сказано.
Однако, чтобы привлечь к себе внимание на гигантском, перенасыщенном арт-рынке, картина должна быть действительно талантливой.
Чешские художники Светлана Курмаз и Александр Сохт – яркие представители нового тренда. Знаменитые в Европе и США, они почти неизвестны в России, хоть и родом из Краснодарского края.
Супружеская пара давно эмигрировала в Прагу. Довольно быстро их работы обрели успех у западного сообщества.
Русские эмигранты с непростой судьбой теперь входят в список самых востребованный пул участниками престижных мировых арт-ярмарок и биеннале.
Не в последнюю очередь благодаря новому подходу к ведению арт-дел – поэтому именно на их примере мы рассмотрим свежие тренды.
От себя скажу: я недавно пересекся с блестящими работами Курмаз и Сохта и, совершенно не стесняясь, призываю вас с ним ознакомиться. Оно того решительно заслуживает.
Тренд № 2.
Революция интерфейсов: рисуешь на планшете, получается холст с маслом.
Повсеместное использование iPad-механик серьезно повлияло на технологию создания картин. Например, стала популярна фронтальная печать diasec: принципу, схожему с печатью фотографий, краски наносятся на акрил.
Надежда Воронина, арт-критик:
- Александр Сохт создает свои произведения в графических программах, которые затем переносит на холст, бумагу или diasec. Таким образом инновационные техники помогают эволюции творческого метода.
Тренд № 3.
Демократизация арт-рынка: теперь искусство коллекционируют не скучающие миллионеры, а обычные студенты и домохозяйки.
Удивительный факт: подлинник работы известного мастера теперь может стоить меньше 100 долларов. Европейская аудитория уже распробовала прелести арт-шоппинга и массово скупает работы современников.
Демократизация цен на высокое искусство особенно заметно на примере многолетнего успеха крупнейшей международной ярмарки AAF (Affordable Art Fair, «ярмарка доступного искусства»)
Для его организаторов важнейшим критерием отбора работ является их стоимость: она не должна превышать ценовой потолок, доступный людям среднего достатка.
Тренд № 4.
«Авторский оригинал» - идея, которая стремительно меняет арт-рынок
Маркетинг эпохи копипаста и перепоста по-новому осмыслил идеи Уорхола: картина теперь может выпускаться в нескольких вариантах и с различной ценой.
Например, произведения тех же Курмаз и Сохта стоят совсем недешево. Но они придумали стратегию, которая позволяет захватить три разных ценовых категории.
Стратегия доступности достигается путем выпуска ограниченного тиража на бумаге и холстах авторских оригиналов.
То есть произведение может существовать в пяти копиях, но при этом каждая из них является оригиналом, что подтверждает сертификат международного образца.
Тренд № 5.
Галереи теперь открывают не галеристы, а сами художники.
Важнейшая тенденция: главным местом взаимодействия участников арт-рынка становится персональная галерея художников. Это такая же передовая формация, как маленькая лавочка, где хозяин сам стоит за прилавком.
Надежда Воронина, арт-критик
- В центре Праги у Курмаз и Сохта есть собственная галерея, созданная для выставления самих себя. Пожалуй, это один из самых успешных вариантов современной галереи, выставляющей и продающей искусство, так как здесь слито воедино все необходимое – четкая концепция, цели и задачи художника. Это тип галереи будущего, ведь в современном искусстве все упрощается.
В данном случае работает механика фейсбука и твиттера. Прямая коммуникация между автором и ценителями его творчества становится более выигрышной стратегией, чем общение через агентов и байеров.
Комментарии
Подписаться