Пермь - не город «реальных пацанов» и угрюмых промышленных производств, а современный культурный центр с многовековой историей. Там ежегодно проходят уникальные по своему статусу и содержанию фестивали. Древнее искусство края (звериный стиль и деревянная скульптура) – бренд, известный далеко за пределами нашей страны. Пространства, оставшиеся от индустриальной эпохи, осваиваются культурой. В последнее время, Пермь впереди России всей в области современного искусства. Чего только стоит логотип города, предложенный Артемием Лебедевым (см. ссылку: http://www.logobank.ru/publ/5-1-0-35) или решительные действия арт-деятеля Марата Гельмана, одного из главных реализаторов проекта «Пермь — культурная столица» (http://expert.ru/russian_reporter/2011/43/marat-gelman-iz-permi/), чьи реформы вызвали множество споров не только в Пермском крае, но и во всей стране. О том, что действительно происходит в Перми, каким искусством в самом деле гордится край, в этом посте.
Искусство древности.
Пермская деревянная скульптура известна всему миру. Переосмысленные христианской традицией языческие деревянные «идолы» долго не принимались православной церковью, поскольку объемное изображение святых шло в разрез с каноном. Но постановлениям Синода о запрещении «деревянных идолов» в церквях, искоренить традицию не удалось. Уральские священники предпочитали мириться с присутствием в храме привычной деревянной скульптуры, чем вовсе лишиться паствы. Деревянное искусство продолжило жить.
Искусство движения.
Пермский театр оперы и балета – один из старейших в России. Имидж третьей балетной Мекки страны Пермь оправдывает одним из сильнейших хореографических училищ России, международным конкурсом балета "Арабеск" и труппой, востребованной на Западе. Репертуар театра включает в себя не только классические постановки, но и сочинения главного хореографа XX века Джорджа Баланчина. Труппа театра (третья в России) сотрудничает с фондом его имени, что позволяет иметь в репертуаре не пиратские копии, а подлинники из первых рук. Один из раундов негласного соревнования в деле освоения баланчинского наследия между Большим и Мариинским Пермь выиграла, сначала получив Национальную премию за BallettImperial, затем - приведя в восторг западных экспертов, выступив на фестивале в Петербурге.
Сайт театра: http://theatre.perm.ru/
Искусство жизни.
В Перми ежегодно проходит единственный в России фестиваль документального кино «Флаэртиана». Причудливое название международного фестиваля отсылает к имени знаменитого американского режиссера Роберта Флаэрти, ставшего одним из основоположников документалистики после фильма «Нанук с Севера». Работы, попадающие на фестиваль - в основном, портреты современников, созвучные эстетическому принципу Флаэрти: человек проживает на экране часть жизни, сформулированную режиссером по законам драматургии.
Сайт фестиваля: http://www.flaertiana.perm.ru/
Искусство памяти.
В нескольких километрах от Перми расположен уникальный музей «Пермь-36» - музей истории политических репрессий, созданный на месте бывшей колонии для политзаключенных ВС-389/36, которая просуществовала до 1988 года, став последней из действующих. История «Преми-36» - история борьбы за память в современной России. Объекты музея составляют сохранившиеся и реставрируемые сооружения лагеря, постройки, типичные именно для системы ГУЛАГа. Кроме того, здесь регулярно демонстрируются фильмы по истории политических репрессий в области и стране, действуют передвижные экспозиции, организуются экскурсии и школьные уроки.
В 2004 г. Международная независимая экспертная организация «WorldMonumentsWatch» включила бывший лагерь «Пермь-36» в список 100 важнейших памятников мира, находящихся под угрозой, а в ближайшем будущем попадет в список памятников, охраняемых ЮНЕСКО.
Сайт музея: http://gulagmuseum.ru/
Современное искусство.
Особого внимания заслуживает современное искусство Перми, тесно переплетенное с традиционным искусством края. Так, например, застой и перестройка отозвались самобытным нонконформизмом наивных художников, практиковавших пеструю экспрессивную живопись бытового жанра. Ярчайший представитель этой школы Мансур Закиров, рано потеряв зрение, обратился к резьбе по дереву. Его цветастые заборы – новый городской лубок, опирающийся на коренную традицию.
Не забыт в Перми суровый русский натурализм. Сиротливые пейзажи и городские сцены Александра Грекова, Максима Каёткина, Максима Титова, Ивана Лукиных свидетельствуют о явлении новой генерации реалистов, сочетающих критический пафос передвижников с приемами популярных фотореалистов.
Полуабстрактные образы скульптур Алексея Залазаева – реакция человеческого сознания на реальность, которая еще вчера казалась будущим: например, генную инженерию или модификацию живой материи.
Этой весной современное искусство Перми стало ближе к Петербургу усилиями музея современного искусства Эрарта и фонда «Новая коллекция». Увидеть произведения признанных мастеров и начинающих свой путь художников Перми можно на выставке «(Без)условная реальность. Новое искусство Перми» до 8 апреля.
Подробнее о выставке: http://www.erarta.com/timetable/461/
Комментарии
Подписаться