Views Comments Previous Next Search

Вера Полозкова о конкуренции, индивидуальности и гармонии

2539055
НаписалМузей и галереи Эрарта16 марта 2012
2539055

Вера Полозкова (если не петь дифирамбы ее таланту, а оперировать исключительно фактами) многое успела для своего юного возраста. Ей удалось вывести поэзию в разряд публичных увлечений, когда поэтические вечера собирают аудиторию не меньшую, чем рок-концерты. И этим ее достоинства не исчерпываются. А 30 марта в Эрарте Вера Полозкова совместную с Jukebox Trio представит программу "Песночтения...стихопения...". В преддверии первого и, возможно, единственного в Петербурге выступления с "Песночтениями…" мы поговорили с Верой о конкуренции в искусстве, состоянии гармонии и планах на будущее.

Вера Полозкова о конкуренции, индивидуальности и гармонии. Изображение № 1.

Эрарта: Вера Полозкова - человек и персонаж: есть ли разница между ними и, если да, то в чем она?

Вера: Есть, безусловно, но не очень принципиальная. Персонаж яростнее, резче, амбициознее и громче домашней версии, которая ведет довольно тихую и простую жизнь.

Э.: Конкуренция в поэзии и в искусстве вообще – присутствует? Насколько она оправдана?

В.: Я знаю только, что с какого-то момента каждый соревнуется только с самим собой. Я не признаю иерархий в искусстве и не считаю, что в нём бывают первые и вторые: каждый занимает свою нишу. Но вот чтобы её найти и закрепить за собой, требуются годы и годы работы в одному тебе ведомом направлении.

Э.: В последнее время по понятным вполне причинам политическая активность многих деятелей искусства резко повысилась. Вы как к этому относитесь?

В.: Бродский в нобелевской речи прекрасно сказал, что презрение искусства по отношению к государству есть презрение постоянного к временному. И что у них разные цели: государству нужно всех уравнять и обезличить, а искусство обращается только к личности, индивидуальности. Меня пугает помешанность на политике многих очень талантливых людей. Она им, к сожалению, заметно сужает диапазон.

Вера Полозкова о конкуренции, индивидуальности и гармонии. Изображение № 2.

Э.: Насколько поэт, по-вашему, должен быть ведомым и вдохновляемым внешним, окружающим – тем, что с ним и вокруг него происходит?

В.: Ну, есть разные. Есть Лена Фанайлова, лирика которой строится на предельно личных отношениях с собственной страной и реалиями эпохи, а есть Вера Павлова, из которой вообще трудно узнать, что у нее за страна и эпоха, зато много - о женском предназначении и опыте постижения мира. И без той, и без другой трудно представить современную поэзию.

Э.: Не было ли у вас, Вера, когда-нибудь желания посмотреть на себя со стороны глазами другого человека? Если вообразить, что это возможно, – что бы вы увидели? Что с вами произошло за последнее время, какие изменения?

В.: Я это всю жизнь стараюсь делать, по возможности; вот тут на днях сутки потратила на то, чтобы разобрать дневники и бумаги за 15 лет и немало интересного о себе узнала в очередной раз. Ну, многое изменилось: требования к себе другие совсем, профессионализм нарабатывается, ответственность, осознанность, чувство направления. Достало страдать и ныть, захотелось действовать и работать. Совсем другие вещи обретают ценность, те, что очень скучными казались еще недавно. В целом я, по-моему, куда более внятный персонаж теперь, чем в какие-нибудь 18.

Вера Полозкова о конкуренции, индивидуальности и гармонии. Изображение № 3.

Э.: Что больше всего ценит в людях Вера Полозкова?

В.: Непосредственность, самоиронию, преданность своему делу, неутолимую жажду знаний, желание все менять, непредвзятость и разные умения, которых у меня нет.

Э.: На кого похож поэт – на людей каких профессий? И что это все-таки – ремесло, техника или нечто свыше данное?

В.: На дизайнера японского садика. На ювелира. На скульптора. Это нечто данное свыше (или сбоку, или просто извне, как там понять), что требует ежедневной работы над техникой, как любое высокое ремесло. Это труд, прежде всего, и один из самых, честно говоря, непростых, что я знаю: десять спектаклей подряд сыграть легче, чем усадить себя за один текст на десять страниц. Но и ледяного электрического счастья такого тоже больше ничто не способно дать.

Э.: Многих молодых поэтов сравнивают с вами, уличают в подражательстве, даже термин такой появился – полозковщина. Вы как к этому относитесь?

В.: Безразлично, по большей части. Меня уличали последовательно в цветаевщине, маяковщине, бродсковщине, быковщине и гораликовщине.

Э.: В чем разница между написанием и прочтением своих стихов и тем, что вы делаете в Театр.doc? И не страшно ли это – такая «обнаженность» вплоть до документальности?

В.: Две принципиально несхожие области деятельности. Вообще ничего общего. Одно про тебя, другое про людей вокруг. Проекту "Общество анонимных художников" 4 года уже, и я его обожаю куда больше, чем вначале. Он чистая радость моя.

Вера Полозкова о конкуренции, индивидуальности и гармонии. Изображение № 4.

Э.: Может ли поэт стать известным, не читая своих стихов? Или только писать – недостаточно? Что вообще должно быть, по-вашему, первично: желание почитать на публику или, наоборот, это сначала у публики должна сформироваться потребность послушать?

В.: Может, конечно. А с публикой процесс взаимосвязанный всегда: чем лучше ты читаешь, тем больше желающих послушать. Но это только, если ты наконец перестанешь каждым своим жестом и интонацией извиняться за все - за то, что пишешь это, за то, что вышел за сцену, за то, как одет и за то, как тебе от всего этого не по себе.

Э.: Состояние гармонии для вас – в чем заключается?

В.: Такое тихое ликование, когда все составляющие твоей жизни приходят в равновесие. Минута чистого покоя, когда ты никому ничего не должен, близкие в порядке, враги заняты другими, а ты только что сыграл хороший спектакль и имеешь возможность три ближайших часа считать свою жизнь небессмысленной.

Э.: Расскажите про "Песночтения...стихопения...". Как вы с Jukebox Trio нашли друг друга и как родилась идея такой программы?

В.: Мы дружим с Валерой Марьяновым два года примерно, с тех пор, как провели вместе "Усадьбу Jazz". А идея делать что-то с ребятами из Jukebox Trio родилась после третьей подряд вечеринки, где мы что-то пели и импровизировали и вдруг поняли, что у нас неплохо получается. Они прекрасные все трое, я очень их люблю. Репетировать с ними упоение сплошное.

Э.: Премьера «Песночтений…» состоялась в Москве еще вначале декабря прошлого года. Почему так долго везли программу в Питер? И собираетесь ли презентовать ее в других городах?

В.: Да это, в целом, эксперимент был чистый. И остается. Поживем - увидим.

Э.: И напоследок, конечно, никак нельзя не спросить про планы на будущее. Вообще есть какие-то четкие планы – что за этот год, например, нужно успеть?

В.: Объехать с моей группой 15 городов за весну. Сыграть большую премьеру в открывающемся "Политеатре". Сдать новую книгу в издательство. Написать 5 текстов песен для кинофильма. Закончить первую пьесу. Много всего.

Вера Полозкова о конкуренции, индивидуальности и гармонии. Изображение № 5.

Фотографии, использованные в посте, из альбома официальной группы Веры Полозковой Вконтакте.

Подробнее о событии "Песночтения...стихопения..." Jukebox Trio & Вера Полозкова 30 марта в Эрарте: http://vk.com/pesno4tenia

Рассказать друзьям
25 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются