Графика Петра Митурича. Выставка в Третьяковской галерее
В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
Графика Петра Митурича. К 125-летию со дня рождения
Выставка работает с 11 апреля по 29 июля 2012 года
Адрес : Государственная Третьяковская галерея, Москва, ул. Крымский Вал, д. 10, залы № 21–22
Выпускник Петербургской Академии художеств, участник выставок «Мира искусства», молодой художник был удивительно невосприимчив к сложившимся приемам и стилистическим клише в искусстве тех лет и сосредоточен на поиске собственного пластического языка. Находясь на военной службе с 1916 по 1922, лишь урывками выезжая в Петроград, П.Митуричу, тем не менее, удавалось участвовать в художественной жизни. Вместе с молодыми художниками – Н.Тырсой, Л.Бруни, В.Лебедевым, Н.Лапшиным – он отстаивал новые позиции в изобразительном искусстве.
Очень важным в биографии П.Митурича стало знакомство и тесная дружба с поэтом Велимиром Хлебниковым (1885–1922). Художник много рисовал на темы стихов друга, пытаясь найти зрительные интерпретации поэзии («Композиция на тему "Закона времени" В.Хлебникова». 1918–1922. Бумага, бумажные наклейки, акварель, тушь). Эти рисунки – образцы «чистой графики», построенные на черно-белых ритмах, динамичные, часто закрученные в спирали или «взрывающие» плоскость листа композиции («Графический мотив». 1918–1922. Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш). Абстрактные листы конца 1910-х годов, самые «левые» в искусстве П.Митурича, поступили в коллекцию. Третьяковской галереи в 1929 году после расформирования Музея живописной культуры. На выставке показан редкий экспонат – «Пространственная живопись» (1919–1920. Картон, бумага, дерево, тушь, сухая кисть). Это объемная бумажная конструкция, построенная на комбинации разноокрашенных форм, – один из немногочисленных сохранившихся пространственных объектов тех лет.
В 1930–1950-е годы П.Митурич оказался «выдавленным» из официальной художественной жизни, но избежал крайних притеснений со стороны власти. Вынужденный вести довольно замкнутый образ жизни, он продолжал работать над простыми сюжетами – пейзажами, портретами близких. Особую группу представляют работы середины – второй половины 1940-х годов. Творчество П.Митурича обрело новое дыхание: он часто работал на больших листах широкими движениями руки, подвижными линиями и штрихами. Фигуры и предметы рождались из вихревых потоков переплетающихся линий. Эти работы, вольные, раскрепощенные, опять заражали энергией («Портрет литературоведа Н.Л.Степанова». 1946. Бумага, тушь, кисть; «Мужской портрет». 1951. Бумага, тушь кисть). Стилистически они опережали время, предвосхищая искусство уже следующих десятилетий.
Спустя более 20 лет с момента последней персональной выставки П.Митурича Третьяковская галерея дает возможность зрителю увидеть рисунки одного из лучших отечественных художников прошлого века.
Ссылка по теме: Подробнее о выставке графики Петра Митурича смотри на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloART.ru
>>>>>
Комментарии
Подписаться