Если бы кто-то зашел в малый зал театра «Сфера» поздно вечером третьего апреля (читай – такого-то мартобря) двенадцатого года, то обезумел бы, увидев танцующую на сцене публику, вспышки камер и летающие белые листы с черными перьями.
Это не капустник, это моноспектакль по «Запискам сумасшедшего» Гоголя, в котором главную и единственную роль Поприщина исполняет Сергей Рудзевич.
Фото Е.Люлюкина с сайта театра
Спектакль, как и произведение, сумасшедший. Малая сцена, минимум декораций, максимум смыслов. Сергей, всегда бесноватый, всегда немного сумасшедший и в других своих спектаклях, полностью раскрылся в этом мелком чиновнике, возомнившем себя королем испанским. Он и чувствует, и кривляется – с одинаковой отдачей, и сопереживаешь ему по-настоящему.
С самого начала в спектакль вовлечены все зрители, которые и сидят-то почти на сцене. Поприщин постоянно заигрывает с ними: то подмигнет, то попросит подержать колоду карт, которую его больное сознание принимает за письма собачонки, то – как раз в финале – вытащит всех зрителей на сцену. В какой-то момент, когда герой уже начинает сходить с ума, возникает ощущение, что сидишь не в театральном зале в центре Москвы, а в большой палате психиатрической больницы, и сам ты – сумасшедший, и если не настоящий Наполеон, то хотя бы тортик.
Когда я рассказала своему другу, что в «Сфере» поставили этот моноспектакль, он широко раскрыл глаза и ответил: «Рудзевич и сам сойдет с ума – я читал два раза «Записки сумасшедшего» со сцены, и это очень тяжело пережить, и из этой роли очень сложно выйти». Но у Сергея сумасшествие получается легкое, к нему хочется присоединиться. Это как здоровый человек ты понимаешь, что человека губит система, что недолго возомнить себя испанским королем, когда ты всего лишь титулярный советник, очинивающий перья начальнику. А как вовлеченный в сумасшествие Поприщина, ты уже осознаешь, что там, в этом выдуманном мире, жизнь проходит гораздо веселее. Этот спектакль – как сам Гоголь – способен непринужденно и шутя показать больные места как целого общества, так и отдельного человека.
Театр «Сфера»
Моноспектакль Сергея Рудзевича
«Записки сумасшедшего»
Режиссер-постановщик – Александр Парра
Комментарии
Подписаться