Медиа искусство, или media art, использует в качестве художественного поля современные коммуникационные технологии - такие, как интернет, телефонная связь, любой другой вид и формат передачи сигнала. Новейшие телекоммуникационные пространства и привычные гаджеты используются медиа-художниками в необычном ключе - на них возлагается основная роль при создании художественного произведения или акции. Что волнует современных российских художников и как, используя современные технологии, они доносят до зрителя свои мысли, читайте в нашем посте.
Максим Свищёв «Зал ожидания»
Последние два года Максим Свищёв создает масштабные и высокотехнологичные видеоинсталляции, в которых достигается эффект полного погружения зрителя внутрь произведения, стирается граница между искусством и реальностью.
В работе «Зал ожидания» на равных основаниях, дополняя и поддерживая друг друга, действуют три составляющие – видео, выполненное с помощью анимации, электронная музыка и само пространство, в котором произведение экспонируется. Художественная реальность выстраивается на основе клипового мышления – восприятия жизни и событий, как череды четких, понятных, быстро сменяющихся картинок. Именно такой образ мысли в начале XXI века стал присущ большинству людей, смотрящих на мир через экраны телевизоров и видеоролики, выложенные в интернете.
Обращаясь к теме аэрофобий – страхов перед полётом в воздухе, которые рождаются у пассажиров на земле, - художник лишает их реальной основы, переводя в плоскость фантазии. Самолёт, как главный источник опасности, бьют, сверлят, деформируют, крутят. Ситуация выглядит подчеркнуто искусственной и безопасной, похожей на игру, а не на настоящую катастрофу на взлётном поле.
Вероника Рудьева-Рязанцева «Улей»
Сушка волос феном — для большинства людей обыденное дело, а для Вероники Рудьевой-Рязанцевой — это свежая идея для арт-проекта.
Проект включает в себя показ видеороликов и фотографий. В режиме нон-стоп на экранах крутятся 22 видеоролика, в которых девушки сушат волосы, одновременно с этим тот же процесс зафиксирован в живописных работах.
— Звук работающих фенов похож на жужжание улья. Модели заключены в рамки телевизоров, как в ячейки, в структуры. И в жизни мы все по-своему жужжим. Из этого и родилось название проекта «Улей», — рассказала художница. — Красотка с длинными волосами — это рекламный образ, но мне интересно было его трансформировать. Сначала в проекте участвовали мои подруги, потом же я искала обладательниц красивых длинных волос с помощью фотографа Александра Лаврентьева. В основном это не профессиональные модели, и для видео они не делали ничего специально. Я просила их просто сушить волосы.
Банальное действие – сушка волос феном, будучи изъятым из логического ряда рекламного ролика, превращается в завораживающий и одновременно пугающий ритуал. Убедиться в этом можно в галерее современного искусства Эрарта до 2 июля.
Аристарх Чернышев и Владислав Ефимов «Электробутик»
«Можно сказать, что в эпоху информационного, креативного капитализма, искусство утрачивает ранее присущие ему функции – такие, как выявление и обсуждение социальных, политических и экологических проблем, протестное действие, не говоря уже об экспериментах в области эстетики. Все эти функции перешли в область маркетинговых стратегий корпораций, дизайна информационных и потребительских продуктов, и, наконец, в сферу ответственности властных структур. Более того, образ художника уже не является носителем идеи абсолютной свободы, - свободу теперь воплощает насквозь коммерческий образ экстремального спортсмена. Отвечая на вызовы современности, мы в Электробутике, предлагаем и развиваем новые стратегии художественной деятельности», говорят художники.
Инсталляция представляет собой гигантский iPhone 3G, закрученный на манер татлинского «Памятника Третьему Интернационалу» или Вавилонской башни.iPhone - это воплощение Вавилона сегодня. Это смешение языков, это мгновенный доступ ко всей информации мира, это вселенная в кармане. Как никакой другой продукт, iPhone создает у индивида-потребителя иллюзию всемогущества, оборачивающуюся вавилонским столпотворением в его, индивида, голове. Произведение Татлина - признанная икона авангарда, в то время как iPhone - яркая техно-консумеристская икона сегодняшнего дня. В 20-е годы прошлого века художники-авангардисты изобрели дизайн как способ утвердить искусство в домах обычных людей. В течение последовавших десятилетий дизайнеры использовали идеи художников и внедряли их в дизайн потребительских товаров. Сегодня многие компании заявляют, что их продукты - сами по себе произведения искусства; искусству снова приходится переосмыслять свое место в обществе.
Елена Губанова и Иван Говорков «Фильтрация белого шума»
Елена Губанова и Иван Говорков используют видео не как законченный образ, а как художественный материал. В «Фильтрации белого шума» изображение интерактивно связано с движением зрителя. Войдя в зал, человек оказывается внутри видео проекции, заполняющей три противоположные стены. Изображение «Белого шума», которое мерцает в постоянном режиме, объединено в трёх взаимосвязанных проекциях. Зрителя как бы окутывает вибрирующее пространство белого и черного.
В центре зала, на полу находится тренажёр «министеппер». Это метафора лестницы, восхождения. Зрителю предлагается начать движения на тренажёре, как бы начать «вхождение в инсталляцию», которое символизирует начало его жизненного пути. Совершая усилие при ходьбе, зритель становится активным участником или создателем изображения в пространстве. Каждый напряжённый шаг на тренажёре меняет изображение на проекциях. По мере движения зрителя пространство наполняется светящимися в темноте летающими белыми образами-птицами, как метафорой страстей человека, которые под хлопанье крыльев и крики проносятся через всё пространство зала. Это беспокойное движение чёрного и белого длится некоторое время и, в конце концов, птицы превращаются в белые атомы и «распыляются» обратно в хаос «белого шума». Всё возвращается на круги своя.
Эту видео-инсталляцию можно назвать «притчей», а можно метафорой жизни. Главное для художников было передать ощущение тайны и сопричастности зрителя к созданию образа.
Творческое объединение «Куда бегут собаки» (Алексей Корзухин, Владислав Булатов, Наталия Грехова, Ольга Иноземцева) «Осадок»
8 мая в Линце (Австрия) были озвучены результаты международного конкурса «Prix Ars Electronica 2012». Почетного упоминания в номинации «Интерактивное искусство» удостоена российская арт-группа «Куда бегут собаки» за работу «Осадок». Из 550 претендентов художники вошли в шорт-лист 15 лучших претендентов на победу в своей номинации.
«Осадок» представляет собой проекцию с потоком медленно падающего картофеля. В зависимости от местоположения зрителя в пространстве, инсталляция взаимодействует с ним по-разному - устройство, распознающее движение тела, и специально написанная для него программа создают необычный эффект.
Искусствовед Марина Соколовская:«Фантастические и странные явления легко списать на обман зрения или представить как разыгранные при помощи разных технических средств. Воображение позволяет скрупулёзно рассмотреть реальность и обнаружить в ней союзника человека. Разного рода технологические трюки создают завораживающие и гармоничные картины: все необычные явления в них мимолётны, едва заметны глазу и удивительны, как самый невинный фокус».
Комментарии
Подписаться