Многие энциклопедические статьи об уличном искусстве утверждают, что его началом следует считать 60-е года прошлого века. На мой взгляд, авторы этих статей забывают не только об авангардистах начала ХХ века и вагантах эпохи средневековья, но и об авторе Илиады и Одиссеи.
Zukclub, Пермь
Как гласят легенды о Гомере, слепой поэт странствовал по древнегреческим городам и пел свои стихи и отрывки из эпических поэм. Позже в древней Греции появились мимы, на чьи представления простой люд собирался посмотреть яркие сатирические представления с фокусами и танцами.
В средневековье мимов сменили ваганты – бродячие поэты, которых во Франции называли жонглерами и трубадурами, в германских землях – шильманами, в Англии – менестрелями. На Российских площадях в это время публику развлекали скоморохи.
Васнецов "Скоморохи"
В начале ХХ века публику европейских городов шокировали дадаисты. Они устраивали абсурдистские представления, развешивали политические плакаты, раздавали вызывающие листовки.
Затем традиции эпатажа и возмущения общественного спокойствия переняли сюрреалисты. В России в это время пощечину общественному вкусу влепили футуристы – манифест «Гилеи» провозглашал музеи и библиотеки «кладбищами неудавшихся начинаний». Маяковский, Бурлюк, Хлебников стремились донести свои произведения непосредственно до слушателя и зрителя; они были публичными художниками, превращавшими чтение стихов в перформанс. Один из самых известных перфомансов того времени - «футуристическая прогулка» в Москве в 1913 году, когда художники разрисовали свои лица и прошли так по Кузнецкому мосту.
Затем уличное искусство, как и все в нашей стране, было национализировано и взято под контроль государства. Полубезумные акции превратились в митинги строем, а изобразительное искусство обосновалась на фасадах и торцах домов в виде монументальных мозаик, барельефов и рисунков с коммунистическими сюжетами.
Сначала это поражало, а спустя десятки лет раздражало. Но вернуть городское искусство в частную собственность художников было не так-то просто. Поэтому в 70-х и 80-х акции московских концептуалистов проходили за городом, вдали от общественного внимания. А потом ворвались «дикие 90-е», которые уже сами по себе были одной сплошной акцией. Это – время московских акционистов Олега Кулика, Александра Бренера, Авдея Тер-Оганяна и Анатолия Осмоловского.
Олег Кулик, Александр Бренер, "Собака"
В нулевых уличное искусство стало максимально политизированным. Поскольку политические дискуссии в обществе становились нежелательными, искусство казалось местом, где все еще можно было критиковать власть открыто. Но, как показали истории с «Войной» и «Pussy Riot», городское искусство у нас вновь под жесткой цензурой.
Комментарии
Подписаться