Views Comments Previous Next Search

"Рожденный заново. История солдата" на "Платформе"// Слово драматурга

01170
НаписалПроект «Платформа»3 сентября 2012
01170


т14 и 15 сентября на "Платформе" пройдут новые показы спектакля «Рожденный заново. История солдата».  Хореограф Гай Вайцман, композитор Алексей Сысоев и автор документального текста Екатерина Бондаренко переосмысливают притчу о Солдате и Чёрте, впервые использованной для музыкального произведения Игорем Стравинским. Авторы остаются верны тотальному действию, задуманному Стравинским, но извлекают историю Солдата из породившего ее исторического контекста, чтобы рассказать, каково это вести "нормальную" жизнь с осколком войны внутри, родиться заново, сохраняя след, память прежней жизни, чтобы с помощью аллегории солдата осмыслить боли и надежды нашего времени. 

Как важно быть внимательным к человеку в театре, рассказала драматург Екатерина Бондаренко, создавшая вербатим на основе документальных историй, собранных специально для спектакля на «Платформе».

"Рожденный заново. История солдата" на "Платформе"// Слово драматурга . Изображение № 1.

 

«Это исследование было для меня открытием. Я, как и многие, знала о войне поверхностно. Но мои вербатим-доноры, люди, у которых я брала интервью для спектакля, заставили думать о войне иначе. Самым удивительным для меня было практически единогласное мнение героев боевых действий о том, что война на Кавказе нужна, прежде всего, России, что она сама разогревает ее. А многочисленные подрывы военных колонн, о которых мы то и дело слышим из СМИ, – это лишь видимость какой-то бесконечной операции по защите Родины.

Я встретила немало конформистов от армии. Это люди, для которых военные действия – это работа. Они, как правило, оправдывают систему: «Да, на войне много человеческих ошибок, но я ничего не могу с этим поделать. Это моя работа». Солдат не задает вопросы – это негласное правило. Делай все по уставу. Но все-таки больше меня заинтересовала история «срочника» Сергея, которая стала основной в спектакле. Его маме пришла повестка о том, что сын погиб. А он на самом деле был в плену, сидел в яме. Когда вернулся домой, матери уже не было в живых. Она так и умерла с мыслью об убийстве сына. Сейчас в его голове есть осколок. Он может остаться живым только при условии, что этот инородный кусок в его теле не будет шевелиться. Но пенсии на лекарство, замораживающее движение осколка, не хватает. Поэтому «Рожденный заново. История солдата» – это, прежде всего, судьба искалеченного человека.

Сергей – сотрудник спецподразделения «Альфа», которое к своим солдатам относится очень бережно. Он был в горячих точках. По его словам, если есть приказ уничтожить дом, то они просто валят его подрывом, не заходя внутрь. Однажды после операции он увидел тело молодой девушки, которая погибла при таком взрыве. И для него это была уже не невеста какого-то главаря бандитской группировки, а просто девушка, которая ничего не сделала ни ему, ни России. Возник вопрос: «Что я тут делаю?!». И для «Альфы» это была трагедия. Они потеряли своего бойца.

Пармедол, торен и жгут в аптечке – это другая внешняя сторона армейского вопроса. Американский солдат может при желании сам провести операцию, потому что у него есть даже хирургические инструменты. В российской армии ты понимаешь, что там, где, казалось бы, все по уставу, может произойти все что угодно. Зашитые трупы бойцов, присланные в цинковых гробах, тоже про это.

Жесткий мужской текст от женского лица делает представление о войне еще уродливее. В каком-то смысле это указание на то, что мужчины в некоторой степени женщины: у них есть способность страдать. В «Истории солдата» героиня (актриса Виктория Исакова) – нутро персонажа в женском обличье. И кринолин, в который облачена актриса, – ни в ком случае не компромисс со зрителем, мол, если вас пугает жесткий текст, вы можете смотреть на красивую хореографию и лица, получая свою дозу эстетического удовольствия. Это другой язык междисциплинарного искусства. И это нужно понимать. В этом плане спектакль «Рожденный заново. История солдата» очень честный. Здесь нет никакой манипуляции.

Зрителя нужно информировать. Ни один из существующих институтов не занимается этим в полную силу. Значит, этим должен заняться театр. «История солдата» – разговор о войне. Он, конечно, неприятный. Никто не хочет думать о смерти. Но ведь эти люди, вернувшиеся с войны, живут с нами в одном городе, на одной улице или даже в одной квартире. Мы про них ничего не знаем. К примеру, им очень сложно устроиться на работу. Это почти невозможно, потому что работодатель привык принимать этих людей за «отморозков». И это проблема. Почему человек, который защищал Родину, защищал нашу землю, становится изгоем общества? Почему никто не помогает ему встроиться в эту прекрасную гламурную повседневность? Спектакль «Рожденный заново. История солдата» задает эти вопросы, пытаясь обратить внимание на тех, кому уже давно очень плохо».

 

 

"Рожденный заново. История солдата" на "Платформе"// Слово драматурга . Изображение № 2.

Билеты на спектакль можно приобрести в кассах Винзавода и на BigBilet.Ru.

Цена: 350-600 рублей (100 рублей - для студентов творческих вузов).

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются