Сюрреалист Андре Бретон однажды сказал: «Там, где прошел Пикассо, делать нечего». Он отвергнул традиционную живопись, неизменно творил и создавал новое.
Имя Пабло Пикассо сейчас известно едва ли не каждому. Искусствоведы безоговорочно признают его эпохальной фигурой, наряду с Леонардо и Микеланджело. Без него уже просто невозможно представить историю искусства. XX век таким, каким мы его знаем - творение Пикассо. Для своих современников он «формировал видение окружающего мира»
Первоначально ему предстояло достигнуть успеха в академическом письме. Трудно представить себе “традиционного” Пикассо, создававшего работы на религиозные сюжеты. Однако его первые произведения были именно такими. Он быстро овладевает уровнем живописи, к которому Европа стремилась веками, и выставляется наряду с известнейшими испанскими художниками своего времени.
Вскоре ему это наскучит…
Уже будучи в преклонном возрасте художник посетит выставку детских рисунков и заметит: «В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать как они».
Пикассо больше не может игнорировать изменения, происходившие в искусстве, оставаться традиционалистом и начинает искать что-то новое: сначала в барселонском кафе «Четыре кота», где собираются испанские модернисты, а потом и в городе, где в это время вершатся судьбы искусства, в Париже. Дух свободы и раскованности французской столицы покоряет его. В галереях Монмартра он знакомится с работами импрессионистов, еще недавно пошатнувших каноны живописи, Сезанна, Дега и Тулуз-Лотрека.
Однако вскоре яркие краски исчезнут с полотен художника. В 1901 году его друг Касагемас, с которым он приезжает покорять Париж и делит мастерскую, кончает жизнь самоубийством. Пикассо напишет “В память о похоронах Касагемаса” и скажет: “Я погрузился в синий, когда понял, что Касагемас мертв”. На долгие 4 года на его полотнах будут господствовать голубые тона, настроение одиночества и отчужденности. В этот момент произойдет ужасная трагедия в его жизни, потеря друга, но одновременно родится Пабло Пикассо, самобытный, ни на кого не равняющийся, живописец.
Затем наступит “рассвет” розового периода. В 1904 Пикассо живет со своей новой возлюбленной Фернандой Оливье в общежитии “Бато-Лавуар” на Монмартре, пишет акробатов из цирка Медрано и вдохновляется античной пластикой, выставленной в Лувре. На данном этапе Пикассо перешел Рубикон: сделал в реалистическом письме всё. Пришло время окончательно свергнуть его.
В 1907 году он создает своих “Авиньонских девиц”, перечеркнувших все каноны традиционной живописи и давших начало кубизму. Однако художники и критики, приглашенные в мастерскую Пикассо, не сразу поймут ценность полотна. Матисс скажет, что это издевательство над всей современной живописью. Жорж Брак, ставший впоследствии вторым самый известным кубистом, заметит: “Ты, наверное, хочешь накормить нас паклей и напоить бензином?”. Дерен опасается, что Пикассо может повеситься рядом с этой работой.
Пройдет время, и кубизм станет самым известным направлением XX века, создателем которого будет Пабло Пикассо. Он будет дробить предметы на части и показывать с разных сторон. Кубизм – революция, совершенная Пикассо. С этого момента начнется XX век и современное искусство.
В чем же координальное отличие кубизма от предшествующих направлений? Теперь художник не просто переносит на холст картину мира, которую видит человеческий глаз: с помощью кисти он начинает экспериментировать и изображать все, что ему захочется. Теперь вовсе не обязательно подражать природе.
Пикассо – многогранен. Он не останавливается на кубизме. В его живописном арсенале всегда будут присутствовать другие направления. Встретив русскую балерину Ольгу Хохлову, он вернется к влиянию классики, 17-летняя возлюбленная Мария-Терезия Вальтер породит увлечение сюрреализмом. “Разные темы неизбежно требуют разных способов выражения”, - скажет Пикассо. В 1937 году, когда на небольшой испанский город немецкие и итальянские войска сбросят бомбы и практически уничтожат все мирное население, он выберет черно-белые тона, острые, изломанные линии кубизма и создаст “Гернику”. Для Пикассо живопись – это “инструмент борьбы”. Свою политическую позицию художник демонстрирует при помощи кисти и выплескивает свою боль за родную страну на полотно так, как когда-то сделал после смерти Касагемаса.
Пикассо не терпел полумеры. Если он работал в академическом письме – получал золотые медали, переживал потерю – менял всю манеру своей живописи, отходил от традиционных канонов – свергал их навсегда. После Пикассо живопись навсегда изменилась. Кубизм позволил художникам перестать просто отображать реальность, и мы видим отголоски его творчества и сейчас в развитии всего современного искусства.
С апреля до октября 2012 года в Петербурге гостит выставка эпохального мастера “Пабло Пикассо. Параграфы”. Жителям и гостям северной столицы представится возможность увидеть редко экспонирующиеся работы художника. Организаторам удалось собрать вместе “параграфы” Пикассо, представляющие почти все этапы творчества мастера: работы голубого и розового периода, кубизма, завораживающий сюрреализм и более 30 эскизов к антивоенному полотну “Герника”. Оригинальные литографии мастера ждут зрителя по адресу м. Невский проспект, Думская, 4 “Арт-центр” в Перинных рядах.
Комментарии
Подписаться