Views Comments Previous Next Search

Анри де Тулуз-Лотрек. «Paris, Paris…»

25774
НаписалАрт-Центр В Перинных Рядах7 сентября 2012
25774

В конце XIX века Монмартр привлекал многочисленных деятелей искусства. Здесь жили и творили ярчайшие представители творческой богемы: Ренуар, Ван Гог, Утрилло, Аполлинер, Руссо; чуть позже — Пикассо, Брак, Модильяни и многие другие. Именно здесь Анри де Тулуз-Лотрек провел большую часть своей жизни.


Анри де Тулуз-Лотрек. «Paris, Paris…». Изображение № 1.

Излюбленными местами встреч парижской богемы были бары и кабаре, такие как «Чёрный кот», «Мулен Руж», «Проворный кролик», «Элизе», «Ша-Нуар», «Мирлитон».


Анри де Тулуз-Лотрек. «Paris, Paris…». Изображение № 2.


       Смотреть! Смотреть! При свете газовых рожков, под оглушительные звуки порывистой музыки менялись фигуры кадрили, в вихре танца взлетали юбки и на мгновение мелькало розовое пятно – кусочек обнаженного тела. Вот в этой лихорадочной, возбужденной, накаленной атмосфере Лотреку дышалось легко и радостно. Он сидел за столиком, смотрел, пил вино и делал наброски… он одной линией передавал контур фигуры, головы, не переставая рисовать, пил, продолжая пить, рисовал и все время не спускал глаз с людей… и от его взора не ускользало ни их перемигивание, ни возникавшие на его глазах романы, ни заключавшиеся здесь же сделки, ни мимика лиц, ни циничные позы танцующих. (Анри Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека")

Исключительно в этой среде вырабатывался стиль Лотрека, когда его пригласили принять участие в выставке 1888 года активной ассоциации нового искусства «Группы двадцати» в Брюсселе. Он прислал на выставку одиннадцать полотен и один рисунок. Здесь были представлены работы многих современных художников, но именно Лотрек обезоружил большинство критиков.

Анри де Тулуз-Лотрек. «Paris, Paris…». Изображение № 3.

Плакат Джейн Авриль_Анри де Тулуз-Лотрек


Они упрекали его за «иногда слишком жесткий рисунок», за «негармоничные и грязные краски», но в то же время отдавали должное его аналитическим способностям, благодаря которым он «проникал в душу и в мысли людей», его «довольно злому остроумию», его «хорошо поставленным фигурам».

 

Родительское состояние давало Анри де Тулуз-Лотреку возможность быть независимым - заниматься тем, чем хочется и не искать одобрения публики. Так, в 1892 году Анри обращается на самое дно, в мир парижских борделей. Несколько месяцев он провел в доме терпимости и посвятил этим отверженным созданиям более сорока картин и литографий.


Анри де Тулуз-Лотрек. «Paris, Paris…». Изображение № 4.


   Маска искусственности размалеванных лиц и искаженных гримас всплывает на поверхность изображения посредством линий и нескольких штрихов в лучших традициях японских гравюр, вскрывая саму суть человеческой личности.

Через физическое уродство и преднамеренное разрушение плоти в произведениях Тулуз-Лотрека, происходит поиск движущих душевных сил человека. Так, за масками актрис, танцовщиц и «жриц любви» скрывается тотальная потерянность и нереализованная сердечность выброшенных на окраину жизни женщин.

Анри де Тулуз-Лотрек. «Paris, Paris…». Изображение № 5.


Сидящая клоунесса Ша-Ю-Као из альбома цветных литографий Они. _Анри де Тулуз-Лотрек


Впоследствии он с теплотой вспоминал дни, проведенные в борделе: «Там я чувствовал себя дома».

Начиная с 1897 года, регулярные запои ускоряют его тяжелый уход. Предчувствуя скорый конец, художник разбирает в своей мастерской работы, готовясь к большой ретроспективной выставке, однако после неожиданного кровоизлияния в мозг его перевозят в фамильное поместье, где 9 сентября 1901 года он скончался на руках у матери, не дожив несколько месяцев до 37 лет.

Анри де Тулуз-Лотрек. «Paris, Paris…». Изображение № 6.


«Труппа мадемуазель Эглантин». Литография.

Когда-то родственники, которым он дарил свои картины, просили не подписывать их, а мать на вопрос, кто ее любимый художник, отвечала: «О, только не мой сын!». Сегодня мир знает этот древний род только благодаря имени живописца. Он стал летописцем жизни Монмартра и всего Парижа конца XIX века. Ни один из других прославленных мастеров не стал в глазах потомков «самым парижским художником». Публика прочно закрепила этот титул за Анри де Тулуз-Лотреком.

 

Совсем скоро в Санкт-Петербурге пройдет выставка шедевров печатной графики гениального художника Тулуз-Лотрека, демонстрирующих суть бурлеска кабаре. Афиши танцовщиц и актрис, работы из знаменитой «цирковой» серии позволят ощутить яркость роскошной и безмятежной эпохи, именуемой «La Belle Époque». Насладитесь изысканным французским «десертом», ощутите пьянящую радость, с головой окунитесь в манящее царство веселья, танцев и головокружительных трюков! Приглашаем Вас на выставку Анри де Тулуз-Лотрека «Paris, Paris…» в Арт-центр в Перинных рядах с 26 октября!

 


Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются