«Игра, игрушка, восторг, экстаз - это очень серьезные вещи...» Д. А. Пригов
С обывательской точки зрения очень приятно думать о том, что пришлось делить свой век с таким человеком, как Дмитрий Александрович Пригов.
Многофункциональная титаническая личность, многожанровый работник культуры — художник-мистификатор, поэт-перфомансист, эссеист... Он написал свыше 35 тысяч стихотворений, создал множество графических работ (с помощью черной шариковой ручки Bic, предпочитая ее прочим орудиям художничьего труда), инсталляций, перформансов, снимался в кино и участвовал в музыкальных проектах. Например, в группе симулятивного рока «Среднерусская Возвышенность», организованной из московских художников-авангардистов, Пригов исполнял свой коронный номер - «кричание кикиморой». Также Пригов неоднократно выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты в своем творчестве.
Пригов генерировал смелые поэтические идеи, в результате чего в русской литературе был создан новый тип поэзии: поэзия российского концептуализма, максимально приближенная к реальной жизни.
Вот из очереди, гады
Выперли меня
Я стоял за виноградом
Полакомиться мня
Налетели злые бабы
Говорят, что не стоял
Ну, всю очередь-то не стоял
Но немножечко-то простоял
Рядом
Как зверь влачит своей супруге
Текущий кровью жаркий кус
Так я со связочкой моркови
С универсама волокусь
Еще лучок там, может репка
Картошечки пакетик-два
Еще бутылочка там крепкой
Чтоб закружилась голова
*****
БАНАЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ СВОБОДЫ
Только вымоешь посуду
Глядь - уж новая лежит
Уж какая тут свобода
Тут до старости б дожить
Правда, можно и не мыть
Да вот тут приходят разные
Говорят: посуда грязная -
Где уж тут свободе быть
*****
Я немножко смертельно устал
Оттого что наверно устал
Жил себе я и не уставал
А теперь вот чегой-то устал
Оттого ли в итоге устал
Иль от этого просто устал
А после этого в песнях поют
Мол, в стране у нас не устают
В своем творчестве Пригов постоянно расширял границы художественных стратегий, формируя интегральные формы культуры.
Темы и образы, однажды попавшие в поле зрения Пригова, начинали множиться, ветвиться и трансформироваться: «милицанер» оказывался стражем метафизического порядка, уборщица и сантехник охраняли чистоту человеческих помыслов, мягкие игрушки становились образами вечного детства, пространства покоя и радости. Кстати, о Милицанере – именно он является ведущим лирическим образом поэтики Пригова и определяется автором как носитель идеи небесной государственности и медиатор между государством земным и небесным. Но поскольку идеи небесной государственности в пределах земного государства невоплотимы, Милицанер — герой культурный, страдающий.
В буфете Дома Литераторов
Пьет пиво Милиционер
Пьет на обычный свой манер
Не видя даже литераторов
Они же смотрят на него
Вокруг него светло и пусто
И все их разные искусства
При нем не значат ничего
Он представляет собой Жизнь
Явившуюся в форме Долга
Жизнь кратка, а искусство долго
И в схватке побеждает жизнь
Пригов был человеком безудержного драйва... В день, когда случился фатальный приступ, Пригов собирался участвовать в своем очередном перформансе: ученики из группы «Война» должны были посадить Пригова в советский шкаф и в течение дня поднять его по лестнице на последний, 22-й этаж общежития МГУ под чтение стихов поэта. А в середине 80-х после одного из уличных перфомансов Пригов был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику, откуда его освободили благодаря вмешательству известных деятелей культуры внутри и вне страны. Чем не герой нашего времени?
И чтобы там ни говорили, мол, Пригов - явление «тусовочной культуры», яркий миф, созданный даже не им самим, и все, что он делал лишь инструменты «культуроносного эпатажа», не имеющего никакого отношения к искусству, все его творчество – невероятно актуально для сегодняшней России. Наверное, именно поэтому в Эрмитаже открывается первый зал Пригова как художника в постоянной экспозиции современного искусства в Восточном крыле Главного Штаба. Кстати, в собрании Эрмитажа хранится свыше 400 работ, полученных музеем в дар от его наследников.
Открытие приурочено к фестивалю «Дни Пригова в Государственном Эрмитаже» с 1 по 8 ноября 2012 года. В программе: концерты, лекции, премьера оперы «Два акта» на либретто Пригова, международная конференция «IV Приговские чтения» и многое другое. 5 ноября в Доме Книги на Невском проспекте состоится представление фестиваля при участии куратора выставки Дмитрия Озеркова, а также Вениамина Смехова, Льва Рубинштейна и Владимира Тарасова. А с 1 по 15 число там же, в специальной тематической зоне, можно будет найти эксклюзивную подборку книг Пригова от издательства «Новое литературное обозрение» - эти книги будут представлены в Петербурге впервые.
Скажи мне, о чем ты сейчас размышляешь
Взирая на этот квадрат
А я размышляю о ласковом круге
Который квадрату ни друг и ни брат
А кто же квадрат этот названный круга?
Убийца он кругу квадрат
Однако в квадрате хоть жить нам возможно
Ах, где только щас ни живут
Подробная программа Фестиваля здесь: http://www.hermitage-prigov.com/organizer/10/
Мемориальный сайт Пригова: http://prigov.com/
Официальный сайт Пригова: http://prigov.ru/
Бонусы:
Фильм Виктора Ерофеева о Пригове «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста»: http://video.yandex.ru/users/sendphoto/view/1#
Стихи Пригова в исполнении Вениамина Смехова: https://www.youtube.com/watch?v=VbGMn8CfltA
Клип рок-группы «Среднерусская возвышенность» «Четвертый сон Выры Павловны»: http://www.youtube.com/watch?v=dGSfEVFHOjo
Комментарии
Подписаться