Teart Figur Kraków в "Мастерской"// Дагмара Жабска
9 и 10 ноября в «Мастерской» - гастроли польского театра. Помимо спектакля «Артистическое Рукоделие» артисты подготовили мастер-класс для детей, где можно узнать о современной пантомиме, театре рук и теней все и даже больше.
Дагмара Жабска, основатель и директор Театра Фигур (Teart Figur Kraków), рассказала «Мастерской» о секретах жанра, поэзии без слов и других «неочевидностях» в театре:
1. Насколько востребован и актуален жанр пантомимы, театр фигур и теней в рамках современной мировой театральной ситуации?
«Чтобы говорить о ситуации в целом, у меня недостаточно статистики. Но в Польше мы находимся «в этой ситуации» ежедневно, и могу сказать, что за границей она для нас более комфортна – там аудитория приглашается организаторами, то есть она просто существует. Я не знаю, что именно делают организаторы, чтобы заполнять зал, чем именно они привлекают публику. Однако из разговоров создается впечатление, что в Европе и в Штатах театр форм недооценивают. Другое дело Азия, где кукловоды, как нам кажется, занимают устойчивую позицию в плане их актуальности и востребованности.
Для нашей части мира я вижу два варианта для развития этих жанров: делать театр для детей и как можно лучше инсценировать классику - в таком случае есть много шансов на коммерческий успех, или смиренно принять свою судьбу артиста «одной ниши» и эффективно сочетать экспериментальную работу в театре с какой-либо оплачиваемой деятельностью».
2. Какие задачи у такого театра? Какие зрительские потребности он удовлетворяет?
«Основная форма коммуникации такого театра – сценические действия, в меньшей степени – текст, и такая форма понятна всем, вне зависимости от языка и географического положения. Также спектакли такого плана интересны зрителям любого возраста. Спектакль «Артистическое рукоделие», который мы покажем в Москве, совсем без слов. Задачей этого спектакля было показать мир при помощи рук: отыскать в нем и поэзию, и иронию, и повседневность, и чуточку жонглерства».
3. В чем особенность вашего художественного метода?
«Основной принцип, на котором строится наша работа с детьми и для детей, - чтобы спектакль по-настоящему нравился нам самим как по форме, так и по содержанию. Но главный акцент во всех наших работах ставится на раскрытие свободного воображения зрителя».
4. Насколько детская аудитория отличается от взрослой? Насколько она отзывчива? Какие трудности возникают при работе с детьми чаще всего?
«Существует некий общий вывод, что детская аудитория самая «трудная», потому что, когда им скучно, они этого не скрывают. Я так не считаю. Мне трудно провести границу, как именно надо играть для детей и как для взрослых, тем более что чаще всего наши спектакли для тех и для других. Нам нравится работать с детьми и для детей точно так же, как нравится работать со взрослой аудиторией, потому что нам вообще нравятся зрители. Для некоторых спектаклей у нас существуют обязательные «вводные» занятия для детей: если спектакль поэтический, метафорический и «неочевидный» для восприятия, перед ним мы проводим мастер-класс. Мы «обучаем языку», на котором «говорится» спектакль, после чего можем не опасаться, что вместо взаимодействия со зрителем выйдет непонятный монолог».
5. Какие сюжеты, мотивы, персонажи, образы интересны и необходимы сегодняшнему зрителю?
«Я думаю, что единственный мотив, который действительно важен, - сохранить в театральной работе свою неповторимость. Не «вымучивать» любой ценой оригинальность, не копировать ничьих приемов. Необходимо найти несомненный аргумент в пользу театра. В области спецэффектов театр всегда проиграет кино и компьютеру. Для чего тогда ходить в театр? Если мы будем повторять то, что есть на YouTub’е, это слабо сработает. Если мы будем выказывать свой неподдельный восторг, задавать свои живые вопросы, сделаем прямой контакт с людьми своим преимуществом, то зритель всегда найдется. Думаю, люди нуждаются в событиях, исключительность которых в том, что «все это происходит здесь и сейчас – для меня». Что касается сюжетов, образов и персонажей, их круг настолько широк, что я не могу здесь перечислить что-то конкретное».
6. Какие ожидания связывают вас с выступлением на сцене Театра и Клуба «Мастерская»?
«Не ожидания – скорее, надежды. Выступая за границей, мы ждем прихода публики, которой будет действительно интересно то, что мы покажем, - зрителей, готовых удивляться, готовых воспринимать, открытых к актерам. Это нас вдохновляет. Именно такой зритель был на наших московских спектаклях в прошлом году, и мы втайне надеемся, что увидимся с ним снова».
Билеты на спектакли и мастер-классы в Мстрск по телефону: +7(495) 625-6836.
Театральный проезд, д.3, стр.3.
Комментарии
Подписаться