Views Comments Previous Next Search

Медиапротез

562322
НаписалВенедикт М. 23 мая 2008
562322

Австралийский художник Стэлиус Аркадиу (Stelios Arcadiou) по совместительству профессор Питтсбургского университета, известный как Стеларк (Stelarc), обзавелся третьим ухом. Орган был выращен в лабораторных условиях и пересажен на левую руку художника.

Медиапротез. Изображение № 1.

Медиапротез. Изображение № 2.

Медиапротез. Изображение № 3.


Экстра-ухо

, выращенное в лаборатории “SimbioticA”

Слышать новое ухо само по себе не сможет, но с имплантированным звуковым чипом и сенсором оно обретет способность вещать тому, кто к нему приблизится. Также Стеларк планирует периодически соединять третье ухо с модемом и портативным компьютером, чтобы оно стало неким подобием интернет-антенны, способной передавать звуки в формате RealAudio. «В случае отсутствия собеседника, – добавляет автор, – оно будет нашептывать всякую приятную чепуху моему настоящему уху».

Медиапротез. Изображение № 4.

Местоположение возможного протеза. Компьютерная модель.

Теоретик новых медиа развивает идею о том что что любое медиапродолжение человека сродни ампутации.

«Протез, – говорит художник, – вот понятие, характеризующее суть всех моих проектов и перформансов. Протез, который не скрадывает ущерб, а образует излишек. Вместо того, чтобы заменять недостающую или недействующую часть тела, различные биоинтерфейсы пополняют или усиливают функции тела»

Стеларк считает, что «медиапротез» и соответствующая ему технология должны сначала потерпеть неудачу, чтобы затем быть эстетизированными, должны утратить практическую ценность, чтобы в дальнейшем получить ценность художественную.

Дмитрий Булатов делает интересные выводы из всего этого: «Третье ухо Стеларка демонстрирует нам пример как раз такой нефункциональности. Сознательная незавершенность его проекта на уровне идеи с научной точки зрения (ухо не слышит) говорит нам о том, что именно запрограммированная нефункциональность третьего уха, только по форме являющегося таковым, а по сути и внутренней конструкции не предназначенного для улавливания звука, и есть то, что делает его фактом искусства.

Таким образом, проект “Extra Ear” Стеларка отсылает нас к длинному перечню исторически зафиксированных художественных «неудач», среди которых занимают свое место летательная машина Леонардо, конструкции Татлина, Тингели и т.д. Описанный вид художественной инженерии при всей своей футурологичности носит ярко выраженный предупредительный характер, ибо, фиксируя ситуацию поражения современной науки, он тем самым приобретает гуманистическое измерение, способствуя вызреванию в нас представлений о том, что мир когда-то был иным и в принципе мог бы стать совершенно другим."

Такие проекты наводят на размышления о том, что наши культурные условности не имеют ничего общего с новыми информационными технологиями и скорее всего технологии вытеснят традиции.

http://en.wikipedia.org/wiki/Stelarc

Рассказать друзьям
56 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются