Австралийский художник Стэлиус Аркадиу (Stelios Arcadiou) по совместительству профессор Питтсбургского университета, известный как Стеларк (Stelarc), обзавелся третьим ухом. Орган был выращен в лабораторных условиях и пересажен на левую руку художника.
Экстра-ухо
, выращенное в лаборатории “SimbioticA”
Слышать новое ухо само по себе не сможет, но с имплантированным звуковым чипом и сенсором оно обретет способность вещать тому, кто к нему приблизится. Также Стеларк планирует периодически соединять третье ухо с модемом и портативным компьютером, чтобы оно стало неким подобием интернет-антенны, способной передавать звуки в формате RealAudio. «В случае отсутствия собеседника, – добавляет автор, – оно будет нашептывать всякую приятную чепуху моему настоящему уху».
Местоположение возможного протеза. Компьютерная модель.
Теоретик новых медиа развивает идею о том что что любое медиапродолжение человека сродни ампутации.
«Протез, – говорит художник, – вот понятие, характеризующее суть всех моих проектов и перформансов. Протез, который не скрадывает ущерб, а образует излишек. Вместо того, чтобы заменять недостающую или недействующую часть тела, различные биоинтерфейсы пополняют или усиливают функции тела»
Стеларк считает, что «медиапротез» и соответствующая ему технология должны сначала потерпеть неудачу, чтобы затем быть эстетизированными, должны утратить практическую ценность, чтобы в дальнейшем получить ценность художественную.
Дмитрий Булатов делает интересные выводы из всего этого: «Третье ухо Стеларка демонстрирует нам пример как раз такой нефункциональности. Сознательная незавершенность его проекта на уровне идеи с научной точки зрения (ухо не слышит) говорит нам о том, что именно запрограммированная нефункциональность третьего уха, только по форме являющегося таковым, а по сути и внутренней конструкции не предназначенного для улавливания звука, и есть то, что делает его фактом искусства.
Таким образом, проект “Extra Ear” Стеларка отсылает нас к длинному перечню исторически зафиксированных художественных «неудач», среди которых занимают свое место летательная машина Леонардо, конструкции Татлина, Тингели и т.д. Описанный вид художественной инженерии при всей своей футурологичности носит ярко выраженный предупредительный характер, ибо, фиксируя ситуацию поражения современной науки, он тем самым приобретает гуманистическое измерение, способствуя вызреванию в нас представлений о том, что мир когда-то был иным и в принципе мог бы стать совершенно другим."
Такие проекты наводят на размышления о том, что наши культурные условности не имеют ничего общего с новыми информационными технологиями и скорее всего технологии вытеснят традиции.
Комментарии
Подписаться