Олег Ланг – московских художник, работы которого представлены во многих музеях мира. Он мастер картины, а не тех иронических вариаций о картине, которые практикуются в живописи рубежа XX-XXI веков. В этом смысле Олег Ланг – классический мастер живописи музейного качества. Последний цикл его работ называется «Люди.Дома.Ворота».
Тридцать картин – «Ворота» – открывают серию. Матрасная ткань, акрил,вклеенные куски мешковины,которые передают тактильность подлинной ветоши. Сами герои, дома и ворота, клонящегося к закату в прямом и переносно смысле деревянного города, в сущности – та же ветошь, обреченная на исчезновение. Центр старой Тулы, города оружейников, улицы с не менявшимися испокон векв названиями: Ствольная, Оборонная, Дульная.
Умиротворение – не тема серии. Эти холсты, когда то предназначенные для наматрасников, не провоцируют на ностальгические настроения, тем более на социальные оценки.
Свои сюжеты автор всегда идентифицирует. Вот – «Ворота бабы Тони», вот – «Ворота дворника Соколова». При этом нет места каким либо фольклорным приметам русской провинции. Перспектива, лишенная глубины, подчас строится по принципу иконных «горок», фон – сумрачный свод.
Пустые дома с навсегда затворенными воротами – Ланг бился над тем, как «вернуть им жизнь,заселить». Именно так родилась идея пятидесяти квадратиков – «таблеток» (холст,акрил,уголь, 14×14). Ассоциация с приемами погребального портрета (Фаюм) редуцируется активными розовыми фонами, где доминирует анилиновая палитра, не оставляющая места для мрачности и мемориальности. Лица людей разработаны теми же пятнистыми пробелами, что и «Ворота».
В пятнадцати больних портретах лысая фактура с коллажными наслоениями лепится как планы на плоском рельефе. Пустынная ткань, акрил, уголь, фрагменты мешка, обрывки обоев, газетные вырезки с телепрограммой плюс репродукции: " Охотники на привале", «Княжна Тараканова», «Грачи прелители» Саврасова. Глянцевая открытка популярной серии «шедевры третьяковской галереи» работает в контрасте с нечленораздельной, отрубленной фигурой и шероховатой мешковиной.
И этот контраст – не тематический, даже не иронический, а формальный, фактурный.
Все без исключения персонажи, подобно домам и «таблеткам» имеют прототипы. Но и здесь портретность погашается формой: на нас беспощадно взирают непроницаемые лица – решетки. Однако ситцевые аппликации на месте платья наводят на мысль о конкретном, бытовом – пестром халате, коммунальной кухне.
Введение ярких вывесочных пигментов (например, радикального розового, как в филимоновской игрушке) отсылают нас к открытиям мастеров русского авангарда, в первую очередь Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Что же касается природы жанра, можно вспомнить, что через примитив жанр теряет свою нравоучительность и бытописательность.
У Ланга предметы тяготеют к беспредметности, поэтому и дома, и лица, и большие фигуры объединены общим натюрмортным подходом. Где берет начало эта установка? В московской живописи десятых годов прошлого века – у художников " Бубнового Валета". По словам их современника, критика Сергея Маковского, именно «валеты» первыми «и в пейзаже, и в лице человека. и в наготе увидели взаимодействие окрашенных трехмерностей. Портрет уподобляется натюрморту и наоборот… Топографическая верность натуре – и при этом отвлеченность, обобщение».
Живописца, работающего в начале XXI века, дома уподобляются фантомам,тяжелые фигуры – бестелесным знакам фигур. По внешним признакам рассматриваемое творчество художника распоолжено между абстрактным эмпрессионизмом и поп-артом. Отголоски первого можно уловить в «Воротах», а портреты-великаны, на первый взгляд, вырастают из поп-артовской традиции введения в контекст реальных предметов. Однако при всей забавности они лишены бурлеска и какой бы то ни было рефлексии.
Непреднамеренно художник бросает вызов и излюбленным клише отечественного актуального искусства.
Сюжетный мотив, фактура, цвет как условия равновесия абстрактного и предметного – вот поле исканий Олега Ланга. Укоренный в своем времени, художник не просто отображает кго,он разрываает его рамки, неизбежно затрагивая общевременные закономерности.
Комментарии
Подписаться