На дворе 2008 год. Айзек Азимов считал, что в этом году американского президента будет выбирать компьютерная программа, определяющая наиболее репрезентативного кандидата («Франшиза», 1955). По Алану Нурсу мы должны были бы запускать к Альфа Центавре корабль «Аргонавт» с колонистами на борту («Ракета к Лимбо», 1957). Ларри Нивен и Джерри Поурнелл предполагали, что в 2008 человечество отточит до совершенства двигатель, который будет быстрее скорости света («Соринка в глазе Бога», 1974). Период с 30-х по 70-е гг. можно назвать золотым веком фантастики. Люди верили в совершенство человеческого разума и близость «светлого будущего». Всё это было выражено в изобразительном искусстве того времени.
Дворец Советов. Обратите внимание на размер Кремля в правом нижнем углу.
Наибольшие ожидания людей были связаны с космосом. Начиная с Циолковского, который рисовал проекты космических городов, люди стремились представить как будут покорены другие планеты. Ещё даже ноги американцев не ступили на Луну, не совершил свой полёт Гагарин, не был запущен спутник, а воображение уже стремилось к бесконечным просторам космоса. В основном, рисунки из советских источников, что логично – пропаганда «светлого будущего» была актуальнее в Стране Советов, чем на Западе, предлагая людям жить фантазиями.
«Галактический манёвр», Николай Недбайло
«Техника молодёжи», 1956 г.
Другой популярной темой были города. Начиная со второй четверти прошлого века, когда урбанизация начала свой быстрый ход, люди мечтали о гигантских городах. Тогда не представляли всех тех проблем, с которыми мы сталкиваемся сейчас – экология, транспорт, отсутствие зелёных насаждений. Город ассоциировался с прогрессом, с цивилизацией, людям представлялись гигантские метрополии, простирающиеся на многие километры. Забавно, что теперь идеалы сменились, и люди ринулись в пригороды, а подобные проекты остались лишь на бумаге.
«Центр искусств» Хью Ферриса
«Церковь на вершине» Хью Ферриса
«Метрополис» Фрица Ланга, фильм 1927 г.
«Техника молодёжи», 1967 г.
Были мысли и о транспорте. Двигатель внутреннего сгорания не казался вершиной прогресса. Футуристичные монорельсы, гигантские самолёты, судна на воздушной подушке должны были связать континенты между собой, сделать нас ближе друг к другу. Представляли и более футуристичные транспортные средства – персональные летающие тарелки как в мультсериале «Джетсоны», другие механизмы, принцип работы которых и вовсе не понятен на первый взгляд.
«Техника молодёжи», 1965 г.
Всё люди, создавшие эти иллюстрации, были художниками. Не потому, что прекрасно качество этих рисунков, напротив иногда они весьма грубы, но потому что они были визионерами. Перед их фантазией расстилалось светлое будущее, которое было совсем рядом, которое было предназначено для их детей и внуков. Они жили в светлое время, пусть это было время страха и мрака Холодной Войны, но люди верили, что вот-вот и человечество дотянется до других планет и покорит природу. Нам не на что надеяться. Мы знаем, что через 50 лет не будем на других планетах. Наши города пугают нас своей грязью, и мы тянемся обратно к природе. Стрелки на Часах Судного Дня близки к полуночи. Или всё же выкарабкаемся, и когда-нибудь и в правду будут «на Марсе яблони цвести»? Все мы вместе создаём ответ на этот вопрос.
Комментарии
Подписаться