90-е породили несколько людей с миссией внести в массу безграничное веселье и сделать из своей жизни один большой перформанс. Александр Петлюра отошел от дел, королева московского андеграунда Пани Броня не дожила до сегодняшних дней, а вот Андрей Бартенев по-прежнему является частью современного арт-искусства и уже может позволить себе выращивать своих последователей.
В каком виде вы обычно за продуктами ходите?
Ну вот вы сейчас меня видите – в таком и хожу. У нас мерило всего «как вы ходите за продуктами». Вы же не спрашиваете, как я летаю в самолетах? А я иду в самолет, как на праздник. Я надеваю самые яркие штаны, и люди, видя меня в аэропорту, начинают шарахаться. Они думают, что это какая-то служба спасения прибыла кого-то эвакуировать на носилках. Мне это очень помогает. Яркая одежда в самолете снимает какую-то часть стресса, который мы обычно там получаем.
А вы боитесь летать?
Я очень люблю летать, но я очень боюсь современные самолеты. Вот здесь, конечно, сочетание довольно сильное: с одной стороны – моя страсть к полетам, когда я вижу облака, небо, это меня очень оптимизирует и помогает моей фантазии освобождаться и что-то придумывать новое. Но когда ты видишь эти печальные попытки тяжелого самолета взлететь… А еще неудобная охранная система и эти спасательные жилеты. Такое ощущение, что запустили какой-то муравейник в небо и все думают, что он должен нормально приземлиться…
По поводу ваших перформансов. Вы всегда так прекрасно наряжаетесь, но, мне кажется, вам в таких костюмах очень жарко и вы ради перформанса приносите себя в жертву.
Это такое такое наслаждение! В тепленьком костюме побегать, ты сразу теряешь несколько килограмм. Так и нужно делать. Нужно проводить перформансы каждый день, тогда вы будете в прекрасной юношеской форме.
Вы считаете, что перформансы необходимы в нашей стране?
Они не только в нашей стране необходимы. Везде необходимы. В большинстве случаев это довольно традиционный вид современного искусства. Его используют все – в рекламе, в музеях, в галереях, на фестивалях, на промышленных ярмарках тоже используются арт-перформансы. Чем больше мы будем к этому жанру обращаться, тем нам будет интереснее, потому что в арт-перформансе существует какое-то видение будущего, какие-то моменты смелости и какие-то сюрпризы.
Вот идут люди, они увидели что-то странное и непонятное: «Ой, они двигаются, как идиоты!» Это их сразу переключает с обычного потока мыслей на что-то необычное. И мы на свою жизнь начинаем уже по-другому смотреть. Я уже очень давно этим занимаюсь, различными направлениями жанра. И, конечно, я уже довольно искушенный художник. Но, тем не менее, когда я вижу, как люди из своего сердца, своих глаз и своего горла начинают что-то вынимать, изображать, меня это поражает, потому что это всегда интересно.
А у вас есть последователи, ваши ученики?
Да. Я стараюсь их выращивать. Ну, наверное, из известных – это Яша Каждан. У него выставка сейчас идет в галерее «Зураб». И его выставка посвящена бумажному периоду, когда он говорил, что самый уникальный материал на Земле – это бумага, уходящий материал, потому что он уходит точно также, как уходят деревья. Сейчас в своей выставке он показал бумагу, а перед этим он сделал большой перформанс – сжег все свои объекты, а все объекты, которые сохранились, не стлели, сейчас выставляются в галерее. И еще выставил видео, где он сжигает все свои бумажные скульптуры.
Другая художница – это Саша Фролова. И ее проект «Аквааэробика». Она очень много работает в музыкально-визуальном жанре, сочиняет визуальные тексты. Существует какое-то слово, и это слово символизирует какой-то очень мощный образ. Например, «мороженое». И она просто повторяет “ice cream, ice cream, ice cream”. И это слово, звук и музыка проникают в сознание как скульптурная форма. Через наши уши.
А что делать, чтобы не скучно жить было?
Нужно эксперементировать, путешествовать, больше времени проводить с любимыми людьми, отдаваться сексу и вообще целованию. Тогда будет весело.
А вы пытались когда-нибудь бороться со стереотипами?
Я думаю, что мне то уж точно не нужно с этим бороться, потому что у меня на это просто нет времени. Я так много путешествую и так много занят, что мне бы успеть все предложения, которые поступают, как-то задействовать в своем творчестве.
А ваш образ жизни отличается от образа жизни большинства людей?
Я думаю нет. Я точно также как все дышу кислородом, ем, пью, хожу на двух ногах и смотрю глазами.
А в метро спускаетесь?
Я очень люблю лондонское метро, а в Москве спускаюсь очень редко. Если еду в очень отдаленный район, то еду на метро. Но раньше никогда не ездил. Но сейчас невозможно стоять два часа в машине, потому что этого времени у меня просто нет. Восемь лет не пользовался московским метро и вот только в этом году начал.
А не было желания взбудоражить публику в метро – спуститься туда в костюме?
В детстве я это делал. Сейчас, когда я спускаюсь в метро, у меня одна задача – доехать из пункта А в пункт В с максимальной скоростью. А если я спущусь туда в феерическом костюме, придется затратить много времени на человеческое внимание, на отзывы и так далее. А в детстве спускался туда в пуговичных костюмах, салатовых распашонках, обмотанный скотчем, с какой-то пластмассой.
Фото: a_kalabin
Комментарии
Подписаться