Views Comments Previous Next Search

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств

2924608
НаписалРоман Колган16 сентября 2008
2924608

Он был равнодушен к формальным экспериментам. Современники, которые в соответствии с модой увлекались кубизмом, футуризмом, сюрреализмом и абстракционизмом, считали его живопись скучной и консервативной.

Однажды он сказал: «Как они не могут понять: оригинальность художника – это не изобретательность и не метод, тем более, не модный метод, это квинтэссенция личности». 22 июля 1882 года, родился Эдвард Хоппер – один из самых известных американских художников XX века. Его называют «мечтателем без иллюзий» и «поэтом пустых пространств».

Он рисовал пронзительно безжизненные интерьеры и пейзажи: железные дороги, по которым никуда не уехать, ночные кафе, в которых не укрыться от одиночества. Один из биографов писал: «О нашем времени потомство больше поймет из картин художника Эдварда Хоппера, чем из всех учебников социальной истории, политических комментариев и газетных заголовков».

Расскажу вам,об одной из его самых известных картин…

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 1.

Широко распространено мнение, что США не подарили миру хороших художников. Да и вообще к художественной культуре этой страны мы, мнящие себя европейцами, привыкли относиться если не пренебрежительно, то по крайней мере свысока.

Между тем всякое обобщение опасно, и вышеупомянутое в том числе. Конечно, Америка — не Франция и не Италия, и за ее относительно короткую историю сильные художественные школы просто не успели сложиться. Но произведения, достойные внимания, создавались и здесь.

Картина Эдварда Хоппера «Полуночники» (Edward Hopper, «Nighthawks») — которой и посвящен мой сегодняшний очерк — очень быстро стала общепризнанной. В конце сороковых — начале пятидесятых постер с ее репродукцией висел едва ли не в каждом студенческом общежитии Соединенных Штатов. Конечно, сыграли свою роль мода и умение американцев превращать произведение искусства в товар масс-культуры. Но к сегодняшнему дню мода прошла, а признание осталось — верный признак художественных достоинств.

Пожалуй, нельзя сказать, что картина цепляет с первого взгляда. Хоппер не стремится к броской привлекательности, и внешним эффектам он предпочитает какую-то внутреннюю силу и особый неспешный ритм. Он, что называется, играет на паузе. Чтобы его картина раскрылась перед нами, для начала надо просто остановиться, перестать спешить, дать себе роскошь свободного времени настроиться, вчувствоваться, поймать некий резонанс…

И за подчеркнутой лаконичностью вдруг обнаруживается бездна выразительности. И бездна грусти. Это не просто очередной образ одиночества в большом городе, знакомый нам и по минутам собственной слабости, и по рассказам хопперовского соотечественника О.Генри. Нам откуда-то становится ясно, что герои «Полуночников» одиноки, как сейчас модно выражаться, «по жизни», что им не вырваться из невидимых стен, даже если удастся выйти из стен реальных, из этого кафе, где, кстати, не видно никаких дверей, ведущих наружу.

Вот перед нами четыре застывшие персоны, выставившие себя на всеобщее обозрение, как будто на сцене, залитой мертвенным флуоресцентным светом. Нельзя сказать, чтобы им было здесь уютно, но и выбраться они не стремятся.

Да и куда, собственно? В немую черноту равнодушной улицы? Нет уж, увольте. Скорее они будут молча сидеть здесь до серой утренней хмури, которая, впрочем, тоже не принесет облегчения, а только необходимость отправиться на службу. Им нет дела до безмолвного сумрака, который жадно вглядывается в происходящее пустыми глазницами окон. Они погружены в себя, даже те двое, которые явно пришли вместе. Они отгораживаются от мира, но все же чувствуют себя уязвимыми. Иначе откуда взялись эти плечи, поднятые вверх в инстинктивном желании защиты?

Конечно, никакой трагедии не произошло, не происходит и, возможно, даже не произойдет. Но предчувствие ее разлито в воздухе. Мы не можем отделаться от уверенности, что на этих подмостках разыграется именно драма.

Почему-то не хочется разбирать технические и художественные приемы. Ну, может быть, как-нибудь потом, когда спадет морок, когда мы сумеем отрешиться от гипноза хопперовской манеры, от его чуть ли не телепатического умения сообщить нам нечто важное… Тогда мы обратим внимание на вскрики красного, на безжизненный ритм окон дома напротив, которому вторят табуретки у барной стойки, на контраст массивных каменных стен и прозрачного хрупкого стекла, на две клонированные фигуры мужчины в шляпе — тот, что ближе, на всякий случай, отвернулся от нас… И еще раз поежимся от невозможности ни войти в кафе, ни выйти из него.

Но это будет потом. А пока мы чувствуем себя прохожими, завороженными случайным островком света среди бездвижной и безлюдной ночи и оттого еще острее почувствовавшими гулкую пустоту улицы. А нам ведь по ней еще идти и идти. И хорошо, если мы идем домой…

Вот еще некоторые его работы:

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 2.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 3.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 4.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 5.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 6.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 7.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 8.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 9.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 10.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 11.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 12.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 13.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 14.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 15.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 16.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 17.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 18.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 19.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 20.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 21.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 22.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 23.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 24.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 25.

Эдвард Хоппер – поэт пустых пространств. Изображение № 26.

Рассказать друзьям
29 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются