Десять мест, которые стоит посетить – Уффици, Музейный остров, Лувр, Прадо, Сикстинская капелла, Музей истории искусств, Британский музей, центр Помпиду, музей мадам Тюссо, Мома.
Уффици
Здание построено по приказу знаменитого Козимо I Медичи. Он планировал разместить здесь государственные канцелярии, офисы (uffizi) — отсюда и название, а вот начало музею положил сын Козимо, герцог Тосканский Франческо, уже в то время, когда Флоренция медленно и величественно угасала. Проект постройки был разработан художником Джорджо Вазари; коридор, образуемый двумя крыльями здания, замкнут в торце аркой, выводящей к набережной Арно.
Сейчас, когда Уффици является главной в мире коллекцией Итальянского Возрождения, участие в деле Вазари кажется закономерным. Ведь он автор многотомных жизнеописаний ренессансных художников, главного источника знаний о Возрождении, а в Уффици можно видеть всех его героев — от Джотто до Тициана.
Здесь собраны Леонардо, Рафаэль, Боттичелли, Фра Филиппо Липпи, Микеланджело плюс хорошая порция североевропейских коллег: Лукас Кранах, Гольбейн, Рембрандт, Рубенс, ван Дейк.
Музейный остров
Конгломерат нескольких музеев на относительно небольшом пространстве, внесенный в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Возник по приказу Фридриха Вильгельма III для собрания и экспонирования античного искусства (впрочем, до войны
в Музейный остров входила также Картинная галерея, теперь переехавшая в Культурный форум на Потсдамер-плац).
Именно немцы в начале XIX века придумали, как должен выглядеть музей классического искусства — в виде греческого храма с портиком и колоннадой. Отсюда эта музейная мода распространилась по всему миру. Самый первый на острове — Старый музей был построен для Королевского художественно-археологического общества в 1830 году архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем, самый зрелищный — Пергамон, выстроен специально для показа Пергамского алтаря в начале XX века. Там же находятся ворота богини Иштар из Вавилона и ассирийские рельефы.
Лувр
Один из первых в Европе публичных музеев: «Джоконда», крылатая «Ника Самофракийская», «Венера Милосская», египетские древности, образцовый классицизм — «Плот Медузы» Жерико, «Клятва Горациев» Давида, Делакруа, Энгр, Гро. План довольно запутанный, хотя основных корпусов три — Сюлли, Ришелье и Денон.
Лувр открыт в 1793 году во дворце, что служил королевской резиденцией, а до этого — крепостью. Славой всеядного музея обязан Наполеону, привозившему из своих военных походов бесчисленные трофеи и превратившего Лувр фактически в музей боевой славы. То, что не вывезли сразу, позже привезли археологи — французы одни из пионеров этой науки, снявшие вместе с англичанами главные сливки с раскопок Египта, Греции и Ближнего Востока. Славой самого экстравагантного из классических музеев Лувр обязан президенту Франсуа Миттерану, позволившему построить модернистскую стеклянную пирамиду во дворе исторического здания.
Прадо
Построен в 1775 году, в 1819-м здесь выставляется коллекция, собранная королевской семьей. Сейчас в фондах Прадо 8 500 экспонатов, из них 1 500 — в постоянной экспозиции. Один из немногих музеев, где Гойю или Эль Греко можно увидеть не только в специально отведенных залах, но и на стенах лестничных пролетов: коллекция испанской живописи в Прадо богатейшая. 140 картин Гойи и 500 листов его графических работ, Веласкес (включая «Менины»), Эль Греко с «Троицей» и «Поклонением волхвов».
Испанцами, впрочем, дело не ограничивается. Именно в Прадо находятся «Сад земных наслаждений» и «Семь смертных грехов» Иеронима Босха, «Триумф смерти» Питера Брейгеля Старшего, «Суд Париса» Рубенса.
Сикстинская Капелла
Капелла Святого Сикста строилась как домовая папская церковь. Боттичелли, Гирландайо, Перуджино, Синьорелли — евангельские сюжеты по правой стене, сцены из жизни пророка Моисея по левой, и это только вступление к главному: стены подпирают потолок, расписанный рукой Микеланджело.
Расписывать свод капеллы сюжетами о сотворении мира Микеланджело заказал папа Юлий II, вследствие чего художник провел под потолком в лежачем положении полных четыре года, серьезно подорвав здоровье. Потолком дело не ограничилось, так как уже следующий папа — Климент VII предложил Микеланджело выполнить Страшный суд на западной стене. Все вместе это — определенно наивысшая точка в перечне сокровищ Ватиканских музеев, да и в истории искусства вообще.
Музей истории искусств
Апофеоз имперскости, был задуман с целью догнать и перегнать музейные столицы Лондон, Берлин, Мадрид и Париж. Строился 20 лет по всем правилам немецкой музейной науки — в эпоху, когда история искусства числилась родной сестрой «естественной» истории: одновременно построенное здание Императорского музея естественной истории — близнец Императорского художественно-исторического музея.
В основе — обширная коллекция династии Габсбургов. Один из самых запутанных планов: часть залов пронумерована римскими цифрами, часть арабскими.
Именно здесь находятся «Аллегория живописи» Вермеера, работы любимого художника сюрреалистов Арчимбольдо, «Шубка» Рубенса, «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино, «Три философа» Джорджоне, «Юдифь» Лукаса Кранаха Старшего, «Святой Себастьян» Мантеньи — культовый образ всех геев мира. Но главное, здесь самое большое в мире собрание Питера Брейгеля Старшего: «Охотники на снегу», «Детские игры», «Крестьянская свадьба», «Вавилонская башня» и еще несколько шедевров.
Особняком стоят кунсткамеры Габсбургов — прикладные драгоценные вещицы с мистическим и аллегорическим подтекстом.
Под куполом музея — ресторан, в котором, если вы будете в Вене осенью, непременно попробуйте косулю с каштанами.
Британский музей
Поражает масштаб: 7 миллионов экспонатов расположены в галереях, вытянутых на 4 километра. В основе собрания — коллекция забавных вещиц от древних манускриптов до язычков фламинго, проданная в 1753 году ее владельцем, состоятельным врачом из Челси Гансом Слоаном, правительству за £20 000. Сейчас Британский музей — это в первую очередь грандиозный египетский отдел. Впрочем, ничуть не уступает мумиям древнегреческая скульптура, в частности, скульптурный фриз, снятый с Парфенона британским послом лордом Элгином, чего греки не могут забыть Британии до сих пор.
Головы римских патрициев и китайские вазы, псковские иконы, коллекции часов и ацтекские реликвии — собрание вдумчивое и рассудительное, все-таки 250 лет собирали.
Стоит также отметить, что знаменитая библиотека Британского музея (именно здесь, за столом под номер
Центр Помпиду (Бобур)
Детище президента Франции Жоржа Помпиду. Сам коллекционер, Жорж Помпиду инициировал восстановление исторической справедливости — с открытием в 1977 году авангардного музея в исторической части города Париж вернул себе статус столицы современного искусства. Новаторский проект тогда молодых архитекторов Ренцо Пьяно, Ричарда Роджерса и Джанфранко Франчини, выигравших объявленный в 1970 году международный конкурс, носил явный антибуржуазный «левацкий» характер, навеянный студенческой революцией 1968 года. Они возвели не музей-храм, а «музей-завод», «музей-машину». Стены, движущиеся по специальным рельсам, вынесенная на фасад в виде ярких цветных труб техническая «начинка» здания (эскалаторы, лифты, вентиляционные и отопительные трубы и прочее).
Весьма представительная коллекция — от кубизма и сюрреализма до самых последних модных имен. Отличная подборка дизайна, авангардной мебели и архитектурных проектов. На площади перед центром — знаменитый фонтан-мобиль, произведение Ники де Сан-Фаль. В здании расположена знаменитая библиотека, носящая имя Кандинского, а также синематека. В фойе выставлены образцы новейшего технического дизайна.
Музей Мадам Тюссо
Один из самых популярных музеев британской столицы. Первая же выставка (1802 года), на которой были представлены скульптурные изображения голов казненных аристократов, собрала несметное количество народа. Почему-то ажиотаж вокруг Мадам Тюссо не стих до сих пор. Хотя, заметим ради справедливости, далеко не все иностранцы опознают представленных здесь персонажей. Британия чтит своих героев: телеведущих, актеров, спортсменов — независимо от того, удалось или нет им добиться и международного признания.
Одним из самых популярных отделов традиционно остается «Комната ужасов», посвященная знаменитым убийцам и их жертвам. Сколько бы путеводители ни писали о безвкусице этой самой комнаты, толпы голосуют фунтом именно за нее.
Мома
Музей современного искусства в Нью-Йорке (сокращенно МоМА) стал первым в мире музеем современного искусства. Он открылся в 1939 году по инициативе семьи Рокфеллер. Первый директор музея Альфред Барр прославился поддержкой абстрактного искусства, именно он привез в Америку супрематические работы Казимира Малевича.
В МоМA одна из лучших в мире подборок главных шедевров прошлого века от импрессионизма до концептуализма: «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана, «Меховая чашка» Мерет Оппенгейм, Ротко, Поллок, Уорхол, Лихтенштейн и так далее. Отличные отделы дизайна (в коллекции есть даже вертолет) и фотографии.
Осенью 2004 года открыто новое здание МoМА. Теперь можно наблюдать воочию, как выглядит настоящий музей ХХI века.
Комментарии
Подписаться