Я училась в школе в небольшом городе, одной из достопримечательностей которого была потрясающая библиотека имени Аалто. Одним из факторов потрясающести для меня было то, что там продавались списанные книги за 5 и 10 рублей. Все они кучами лежали в коробках. Но всегда стояла отдельная коробка, в которой значилась одна самая толстая и дорогая книга. С одной стороны было написано В.В. Стасов, с другой 25 рублей. Купленная мною книга Стасова лежала у меня на полке почти 10 лет.
Спустя некоторое время я узнала, что Стасов, оказывается классик русской художественной критики, и человек, всеми уважаемый. Особо не придав этому значения, я опять забыла об этой книге.
И вот, случилось, что заинтересовало меня искусство декадентов. И, один из многоуважаемых личностей посоветовал мне почитать по этому поводу статьи Стасова. Боже, я хохотала полночи!
Итак Стасов о декадентах (во время написания статей Стасову было за 70):
…Посмотрите, иная курица, влезет на навозную кучу, повертит там головой во все стороны, поковыряет лапами и клювом, а потом, слезая прочь, оставит на навозе что-то такое на память о себе, вроде того, как, по словам Гоголя, у нас оставляют на лестницах собаки и кошки. Это все «новости», только спрашивается: неужели это и в самом деле такие драгоценности, на которые надо взирать с восторгом и восхищением?
…Именно, когда эта идея везде идет на убыль, кроме немногих декадентских центров, все еще усердствующих по части глупости и нелепости, вдруг хотят эту самую гадскую инфлуэнцу пересадить к нам!
Декадентский журнал даже так расхрабрился, что обещает переворотить у нас все вверх дном. Пока еще журнал не успел появиться, они хвастались печатно, что он «должен совершить переворот в нашем художественном мире, так же как и в публике». Прекрасный переворот! Напялит нам отношенное в других местах отрепье!
…Представьте себе подсолнечник, но не настоящий, какие есть в самом деле на свете, а такой, какой может рисоваться только в декадентском воображении: на кривом, гнусном, искалеченном стебельке. И как он стоит, только подивиться можно: внизу стебель этот ползет словно червяк по земле; по сторонам его – гнилые цветки, то же на червяках, вверху – лиловая, гадкая тряпка, повисшая в воздухе – это туча, должно быть «зловещая туча», конечно, что-то мистическое, таинственное, без сомнения что-то с глубоким, глубочайшим содержанием.
…Да, ведь рыжие портреты Бенара – это отвратительные фигуры каких-то женщин, отвратительно написанные и отталкивающие от себя всякого не только своими лицами и физиономиями, но даже каждой складкой своего противного платья. Должно быть, что это не для нас одних, но и для всех так, коль скоро все эти вещи, вон сколько времени прошло, а никем в Париже не покупаются, так что уже к нам, русским дурачкам, приходится посылать, авось сдуру купят, благо выставлены цены шальные!
…А что, в самом деле? Может быть, и, действительно, санитарные палатки всего более приличны для выставок, где только и есть налицо, что уроды и калеки, несчастные люди с расколотыми черепами, вытекающими вон мозгами, исковерканными глазами, ушами и носами, корявыми руками и ногами? Разве не хорошо, когда «по Сеньке шапка»? Всем им надо компрессы ставить и лекарство в горло большими ложками лить.
…Говорят, на иные купеческие свадьбы нанимают, для парада, одного, двух, трех генералов, со звездой и лентой. Что за охота иным нашим художникам, в самом деле отличным и талантливым, ничуть не декадентам, в самом деле с блестящей, яркой звездой во лбу, что им за охота ходить на декадентские «свадьбы»?
(из статей: «Нищие духом» 1899г, «Подворье прокаженных» 1899г, «Шахматный ход декадентов» 1990г, «Декаденты в Академии» 1901г, «Две декадентские выставки» 1903г.)
Комментарии
Подписаться