Эндрю Уайет (р. 12.7.1917, Чадс-Форд, Пенсильвания), американский живописец. Учился преимущественно у отца, художника-иллюстратора Н.К. Уайета. Работает в технике темперы. Один из ведущих представителей реализма в американском искусстве середины 20 в., У. изображает людей и природу местечка Чадс-Форд, детально воспроизводя приметы жизни земли, человеческие черты и бытовые вещи, хранящие следы неумолимого воздействия времени.
Американский живописец начинал как акварелист. Его отец лично отобрал несколько работ с пейзажами для первой персональной выставки (на тот момент художнику исполнилось 20 лет) в William Macbeth Gallery в Нью-Йорке.
Ревью отца о ранних работах Эндрю :
“They look magnificent, and with no reservations whatsoever, they represent the very best watercolors I ever saw!”
С техникой темперы его познакомил двоюродный брат Peter Hurd. Темпере «он остается предан и по сей день»(с).
Произведения У. («Мир Кристины», 1948, Музей современного искусства, Нью-Йорк) отличаются напряжённой чёткостью композиционных решений, сдержанной эмоциональностью колорита, глубоким гуманизмом и созерцательной сосредоточенностью образного строя. История этой картины такова:
Летом 1948 года провинциальный художник начал работу над портретом своей соседки, девушки с больными ногами. Несколько месяцев он выписывал траву; намного быстрее набросал здания на вершине холма; наконец, приступил к изображению человеческой фигуры – мы не видим выражения ее лица, но видим, что девушка с ощутимым (заведомо безнадежным?) усилием пытается преодолеть расстояние, отделяющее ее от дома. Розовый цвет ее платья, такой заметный на фоне блеклой травы, еще больше усиливает чувство тревоги – что-то должно случится.
Законченная картина некоторое время висела в гостиной художника, но посетители не обращали на нее особого внимания.
В октябре Уайет отправил картину в нью-йоркскую галерею – не питая, впрочем, никаких особых надежд на ее счет. Он ошибался: о картине заговорили, посетители повалили в галерею толпами, и в конечном итоге картина была приобретена музеем современного искусства (Museum of Modern Art) за 1800 долларов. Теперь ее стоимость исчисляется миллионами, а ее автору, Эндрю Уайету, в 31 год удалось то, чего многие талантливые художники не могут достичь на протяжении всей жизни – создать икону, «культовую» картину – такую же, как «Американская готика» Гранта Вуда, например.
Собрано в основном то, что я больше всего люблю у Уайета – открытые пространства и пустые комнаты, предметы в которых живут своей собственной насыщенной жизнью. Кстати недавно вышло новое издание его работ,продается в магазине Москва,и стоит не очень дорого для такой книги. (около 2000) книга большая и с отличной печатью,советую,равнодушными не останетесь.
Комментарии
Подписаться