Главным хайлайтом месяца кураторы лондонской галереи Modern Art выбрали Дэвида Алтмейда – создателя сюрреалистичных инсталляций, в которых, по собственному выражению художника, «словно в капле воды отразилось наше гротескное время».
Скульптуры Алтмейда производят парадоксальное впечатление – сочетая в себе грубость форм и сырость отделки, они вместе с тем являют собой эталонный образец скурпулезной математичности. Взрывные формы скульптур на самом деле точно просчитаны, пугающие гримасы при ближайшем рассмотрении оказываются подчинены строгим законам архитектуры хаоса. Метод Алтмейда сочетает в своих работах хтоническую архаику и жесткость современности — это как если бы мифологических злодеев античности пропустили через конвейер по сборке транзисторов, а затем причесали и поставили на глянцевые полки.
Выставка Алтмейда оформлена в виде лабиринта, что не может не вызывать ассоциаций с древними сагами о заблудших в потусторонних мирах душах. На входе гостей встречают гниющие гиганты, лица которых пронизаны ветвистыми растениями, а также чучела животных, чьи обитые стразами лапы кажется навсегда оторвались от бренной земли. Сквозь заботливо прорезанные дырья в их боках видны отшлифованные и украшенные зеркальными осколкам кости. Алтмейд охотно использует зеркала, особенно кривые – по его мнению они деформируют представления о реальности, оставляя зрителя один на один с ощущением глобальной относительности всего сущего.
Несмотря на немодную космологичность своих работ, Алтмейд коммерчески успешен. Его первые выставки в Колумбийском университете (где Дэвид получил степень магистра искусств) привлекли внимание титанов американской арт-сцены Ванессы Бекрофт и Мэтью Барнея. В 2004 году его роскошные монстры были выставлены в стеклянных коробах в Центрального парке Нью-Йорка, где и пугали залетную публику на протяжении нескольких летних недель. В прошлом году Алтмейд уже представляет Канаду на одном из самых престижных арт-салонов мира — биеннале в Венеции. Гниющие монстры в перьях, стекле и стразах не оставляют равнодушными критиков и кураторов, клерки с птичьими головами пугающе реалистичны. Вероятно, в них действительно столь эффектно и блестяще отразилось лицо сегодняшнего дня.
Комментарии
Подписаться