Иероним Босх – один из известнейших и выдающихся художников Северного Возрождения, родом из Нидерландов. Он родился в маленьком голландском городке Хертогенбосом, находившемся неподалеку от бельгийской границы, одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Настоящее же имя художника было Иероен Ван Акен, а его псевдоним Босх возник от окончания его родного города.
Босх родился около 1460 года в семье художников – его дед Ян ван Акен и его брат, отец Антонис ван Акен и брат Гооссен, оба его дяди – все занимались живописью, а мать Иеронима была из семьи резчика по дереву. Неудивительно, что с самого детства Босх, окруженный творческой атмосферой продолжил свое обучение в Харлеме и Делфте, а в 1480 году он вернулся в свой родной Хертогенбос уже полноправным художником. За время своего обучения живописи, он открыл для себя таких мастеров, как Рогир Ван дер Вейден, Гертген тот Синт Янс и Дирк Боутс, чье влияние можно наблюдать в работах Иеронима Босха в разные периоды его творчества.
Стилистически его работы принято делить на три периода: ранний (1475–1480 г.), средний (1480–1510 г.) и поздний (с 1510 года). Он писал в детализированной живописной манере старых нидерландских художников. Его картины были насыщены грубоватым, черным юмором, едкой сатирой, темной символикой и несли нравоучительный смысл о человечестве, «погрязшего во всяческой скверне». Главные шедевры Иеронима Босха, принесшие ему известность по всему миру и славу, это большие алтарные триптихи, самым ранним из которых является «Воз сена» (Музей Прадо, Мадрид, Испания), в котором обыгрывается старая пословица: «Мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может», а так же цикл картин о святых подвижниках и, наконец, самый известный и большой триптих художника «Сад наслаждений»
«Воз сена»
«Сад наслаждений»
Иероним был женат на Алейд Гойфртс Ван дер Меервенне – девушкой из очень богатой и почитаемой семьи. Этот брак не принес Босху счастья – у них с супругой не было детей, но принес материальное благополучие вместе, высокое положение в обществе и независимость, что позволило ему самому писать его картины так, как этого хочет он, даже если он выполнял чьи-то заказы.
Спустя четыре столетия после смерти Иеронима Босха сюрреалисты дали художнику звание «почетного профессора кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени, воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины». Его считали предшественником сюрреализма, Сальвадором Дали эпохи Возрождения, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; художники видели в нем психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Христос, несущий крест»). Он прекратил писать изображения монстров преисподней и ада, но заменил их на реальные образы палачей и свидетелей трагедий – злобных, равнодушных, жестоких. Это в какой-то степени оказалось даже страшнее его фантазий из более раннего творчества. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.
«Поклонение волхвов»
«Увенчание терновым венцом»
«Христос, несущий крест»
Он скончался в 1516 г. и был с почестями похоронен 9 августа в родном Хертогенбосе.
Комментарии
Подписаться