Порой приходишь на выставку в музей или галерею, рассматриваешь картины, фотографии, инсталляции и думаешь: «Что за фантасмагория пришла в голову автору таких работ? Я и сам бы мог, к примеру, взять в руки фотоаппарат, сделать несколько снимков или найти старый стул…Чем не арт-объкт?» Возможно, подобные мысли обоснованы, но вряд ли ваши порывы станут метафорами современного искусства. «Разве довольно в точности знать, как Рафаэль задумывал и создавал свои картины, для того чтобы самому сделаться Рафаэлем?» Двадцатитрехлетний куратор музея «Артэтаж» Андрей Василенко ответит на этот вопрос отрицательно, поскольку давно занимается креаторской деятельностью и не понаслышке знаком с творческим энвайроментом. Достаточно увидеть работы этого человека, чтобы понять простую истину: «настоящий гений не стремится к тому, чтобы поразить своими лжеискусными ухищрениями, превращающими искусство в отвратительную искусственность».
Андрей, насколько мне известно, первой ступенькой на пути к будущей профессии для людей творчества является художественная школа. Вы посещали эту школу?
Да, было дело.
Всегда ли мечтали стать художником?
Не то, чтобы художником. Я бы сказал: креатором.
Нет, не всегда. Когда-то хотел стать писателем, режиссером.
В каких выставках/кокурсах принимали участие?
Первая серьезная выставка, в которой я принимал участие, проходила в картинной галерее, закрывающейся на реставрацию, и в связи с этимпредоставляющей площади для временных проектов. Мой проект назывался «Мы люди». На выставке были представлены инсталляция , перформенс. Но в то время я был молодым художником и совсем не понимал, что такое современное искусство.
Принимал участие в проекте «Погреба боеприпасов» (галерея «Арка»). Также мои творения можно было увидеть на фотовыставке, посвященной дню борьбы со СПИДом, проходившей в той же галерее.
Часто мои картины выставлялись в музее «Артэтаж». Позже я стал отбирать работы молодых художников уже в качестве куратора «Артэтажа».
Будучи школьником, принимал участие в выставке архитектуры и дизайна«Параллели». Это помогло мне поступить в университет практически без экзаменов.
Что же касаемо конкурсов, сейчас жду ответа на заявку, поданную мной на участие в выставке, которую организовывает Государственный центр современного искусства.
Раньше пытался участвовать в слишком серьезных конкурсах современной экспериментальной живописи, поэтому опыты можно назвать неудачными. Я считаю, что такое произошло потому, что мы мало знаем об истории современного искусства. Например, на факультете архитектурыДальневосточного государственного технического университетачитают лекции по теории искусств до русского авангарда и модернистов, дальше дело не идет, так как, опять же повторюсь, нет специалистов в городе. Мы оторваны. Вообще, ситуацияв стране с креаторскими специальностями очень плохая. Мало художников, которые были бы также котируемы в мире, как художники Германии, США, Франции или Англии.
Что обычно рисуете?
Я не рисую уже два года, так как у меня нет хорошего академического образования в этой области. А просто мазать по холсту не имеет смысла, поэтому я занимаюсь умозрительным, концептуальным искусством: делаю фотографии, видео, проекты инсталляций.
Кто/ что вас вдохновляет?
Вообще, понятие вдохновения для художника сформировано не самими художниками, а потребителями. Креатор такая же профессия, как и все остальные. Я просто пытаюсь переосмыслить какие-то идеи и воплотить их в художественных образах или концепциях, если говорить об умозрительных проектах. А вдохновляет…наверное, жизнь, бытие. (Улыбается.)
Согласны ли с утверждением: «Муза- это гостья, которая не любит посещать ленивых»?
Нет, не согласен. Один из моих самых любимых художников Маурицио Каттелан культивирует лень. Также стоит вспомнить опыты Марселя Дюшана, который элиминировал понятие труда и ремесла в своих реди-мейдах. Именно поэтому не могу согласиться.
Как я уже говорил, культивирование образа художника, на которого сваливается понятие вдохновения или музы, надуманное. Искусство-это работа. Оно всегда было моделировано кем-то.
Вы считаете, творчество и деньги - сопоставимые понятия?
Смотря, в каком контексте сравнивать. Художнику следует думать не только о том, чтобы продать свое произведение искусства, но и том, кому его продать. Он должен предлагать его тем людям, которые находятся с ним на одной волне. Лично я многие свои работы уничтожаю, так как разрабатываю концепцию уничтожения искусства, потому что современная европейская цивилизация занимается накоплением, бессмысленным сбором артефактов, которое не приводит ни к чему, кроме похорон этих артефактов.
О чем мечтаете?
Мечтаю о том, чтобы быть востребованным. Также хочу сделать несколько хороших артпроектов в нашем городе, которые были бы на одной широте с проектами самых прогрессивных точек мира. Во Владивостоке существует большая проблема, заключающаяся в том, что здесь практически нет современных художников. Просто художников много, но тех, кто бы мыслил современно и актуально, очень мало, и даже среди молодежи. Я столкнулся с этим, когда стал куратором. Городские вузы готовят дизайнеров, модельеров, Академия искусств- художников. Но такие мастера оторваны от времени.
Хотели бы вы жить в другом городе/ стране?
Когда-то хотел. Сейчас меня в принципе здесь многое устраивает. Не все, конечно, но ставить себе задачу куда-то уехать не имеет смысла, потому что сегодня благодаря современным технологиям невозможное возможно. Я занимаюсь тем искусством, которое очень мобильно, это не картины, не скульптура. Мои проекты можно записать на носитель и отправить в другой город или страну. Тем более мы живем в том регионе, куда сместились культурные приоритеты. Например, в мире градус интереса к китайскому искусству очень высок. Японцев считают авангардной нациейсовременности. А в Австралии проходит одна из самых лучших бьеннале. И все эти страны находятся недалеко от нас.
Если бы вам предложили 100 миллиардов долларов в обмен на то, что вы никогда не будете заниматься творчеством, согласились бы?
Не знаю. Это проверяется эмпирическим путем. (Смеется.)
У вас очень интересный и необычный стиль одежды. Вы сами шьете себе вещи?
Нет. Мне шьют. Я пытался заниматься дизайном одежды, но у меня не очень получалось. Просто нужно, чтобы во всех сферах деятельности работали профессионалы. У меня много друзей, хороших модельеров. И они делают мне одежду.
Имеет ли для одежды значение бренд?
Нет, конечно.
Как думаете, можно ли приобрести хорошую вещь за приемлемую цену?
Можно, если ее потом модернизировать. Например, на мне сейчас штаны, которые я приобрелна распродаже за 500 рублей. Их чуть-чуть перешили. И сейчас они чудесны! ( Улыбается.)
Какой из двух людей больше вам по душе: тот, который дорого одет или тот, кто одет необычно?
Необычно! Который дорого одет, у меня вызывает смех. Сейчас у нас в стране такая ситуация: мы решили принять на себя приоритеты буржуазного мира, риторику капитала, успеха. Все это пока культивируется, находится в таком, извините за выражение, ублюдочном состоянии, и вызывает смех. Люди, которые сильно зациклены на тряпках и на дороговизне этих тряпок, выглядят забавно.
Тогда какие люди вызывают у вас интерес?
Те, которые не сливаются с массой. И не обязательно при этом нестандартно мыслить! Но с другой стороны, я не пытаюсь культивировать маргиналов ни к себе, ни к кому-либо еще. Главное выглядеть адекватно этому миру, не так, как показывают по телевидению.
Какие места нашего города вас привлекают?
Одно время я работал декоратором в ночных клубах, поэтому мне интересныподобные места. Если брать во внимание музыкальную политику, самый лучший клуб в городе - это “Deja-vu”. Что касаемо различных кафе, в “Presto” люблю бывать. Но и когда идет кинофестиваль, то в кинотеатре «Океан».
Любите ли вы кино? Как относитесь к артхаусу?
Понятие артхаус очень релятивное. Не люблю маркировок артхаус или не артхаус. Насколько я знаю, многие теоретики еще не определились до конца со значением этого слова.
Кино люблю. Смотрю постоянно. Интересуюсь азиатскими фильмами. Азиаты наиболее адекватно и интересно выдают культурный продукт, нежели европейцы. Например, в 2007 году на кинофестивале “PacificMeridian” самым лучшим фильмом, по моему мнению, была картина тайваньского режиссера Цай-мин-Ляня. Он очень известен в мире, но в России меньше. Европа меня не поразила, она находится в поисках потерянной реальности. Там хорошо живется, поэтому европейцы делают искусственные вещи.
Кстати, недавно посмотрел китайский фильм «Душ», потрясающий и по эстетике, и по идее.
А книги читаете?
Да, конечно. Читаю много, потому что в свое время получил очень мало информации. В основном читаю философию и теорию культуры. Сейчас интересуюсь Батаем. А если брать во внимание художественную литературу, то последний раз читал рассказы Борхеса.
Что можете сказать про музыку?
Я не ценитель музыки. У меня нет тонкого музыкального слуха. Большинство направлений музыки я не могу понять, и классифицирую ее как саундарт. Люблю качественную музыку, не ту, которую крутят по музыкальным каналам.
Кто ваш любимый художник/ архитектор-дизайнер?
Все зависит от этапа жизни. В детстве мне нравились сюрреалисты: Эрнст, Дали. Потом были венские акционисты: Нитш, Хельнвайн
А вот архитектуру не рассматриваю как чисто креаторскую профессию. Архитектура должна служить людям, она не умозрительна, как любое искусство. Сейчас мне нравятся два японских архитектора. Они минималисты. Недавно сделали очень красивый музей современного искусства в Нью-Йорке.
Хотели бы создать с кем-нибудь творческий тандем, или предпочитаете творить в одиночку?
Пока мне не встретился человек, который был бы со мной на одной волне. А художнику работать с кем-то очень тяжело, потому что ты отвечаешь не только засебя, но и за кого-то.
Как вы относитесь к психоделическому творчеству?
Смотря, что под этим подразумевается. Психоделическое творчество среди молодежи понимается, как творчество под действием определенных препаратов. (Улыбается.) Но это немного другое. Психоделическое творчество- это и поп-арт, и сюрреализм. Теоретические разработки говорили о психоделическом творчестве, как о творчестве в контексте измененного сознания, подразумевающем очень серьезную работу над собой. И в принципе аутентичные сюрреалисты мне очень нравятся. Но опыт сюрреализма был шире раскрыт не в художественных практиках, а в литературных.
А к граффити? Воспринимаете ли такой вид деятельности, как творчество?
Да, конечно, это творчество. Причем во всем мире оно сталокатироваться как образец высокого искусства, и выставляться в Артгалереях. Кстати, 2 года назад журналом “Artdailymagazine” был проведен рейтинг самых интересных направлений, трендов, в современном искусстве, и граффити поставили на второеместо.
В нашем городе я как куратор «Артэтажа» хотел сделать выставку граффитчиков, показать граффити в контексте истории, как новую монументальную живопись, наряду с первыми фресками крито-микенского периода, фресками эпохи Возрождения, русскими классическими фресками и фресками XX века. Но, пообщавшись с местными граффитчиками, я не совсем понял, для чего они вообще занимаются искусством. Сложилось впечатление, что они делают подобное необдуманно и это исключительно позиция моды и желания, которое есть у всей молодежи, сформироваться в определенную субкультуру. Изначально граффити считалось протестом. Оно зародилось в среде, которая бунтовала против власти. У наших граффитчиков нет идеи протеста.
Но все же, в этом году подобная выставка возможна в музее «Артэтаж».
Какие ассоциации вызывает у вас слово «гламур»?
В свое время я работал в журнале «Обломов». И один из номеров был посвящен теме гламур. Редактор журнала написала хорошую статью о происхождении этого слова. В переводе с шотландского оно означает «волшебство», «магия».
К гламуру, как к определенной сакральной энергетике, исходящей от человека, объекта, отношусь хорошо. Но так, как гламур представляется сейчас…(Смеется.) Это все современная политика! Я вообще современность очень тяжело переживаю. Особеннов таком тоническом виде, в котором она присутствует в России. Конечно, это очень смешно.
Когда работал декоратором в клубе Outhall, то видел, что творилось с людьми во время визита великой гламурной принцессы Ксюши Собчак. Я думал, что клуб просто снесут, развалят стены, и понятно ради чего.
Если бы вам дали машину времени, то в какой век перенеслись? Почему?
В начало двадцатого века, потому что произошла революция, зарождение всех самых актуальных направлений в искусстве. А в будущее не очень хотелось бы.
Как вы относитесь к метросексуалам?
Нормально отношусь. Метросексуал - это довольно-таки интересное понятие. Я в городе Владивостоке метросексуалов не наблюдал, видел только пародию на них. ( Смеется.)
Это нормально. В каждую эпоху такое было. Особенно сейчас, когда стираются гендерные грани.
Как вы думаете: великими художниками рождаются или становятся?
Я не могу ответить на этот вопрос, потому что у культурного продукта нет объективных критериев оценки. Все, что мы называем великими шедеврами, определяется самой культурой, как великие шедевры.
Если бы дядя Рафаэля не был одним из чиновников в Ватикане, работал бы тогда Рафаэль для этого города, и знали бы мы о нем? А уж в XXI веке самопиар очень силен, и для европейской цивилизации понятие авторитета незыблемо. Многие продукты культуры просто артикулированы авторитетами, искусствоведами, знатоками, как шедевры. До сих пор, я думаю, не все понимают ценность того же «Черного квадрата», одного из величайших произведений мирового искусства.
Если бы у вас не было таланта рисовать, чем бы занялись?
Честно говоря, не знаю, есть ли у меня талант. Об этом не мне судить. Художник, который оценивает сам свои произведения, поступает глупо. И самое главное- художник никогда не работает для себя. Произведение искусства, висящее в темной комнате, без зрителя не является произведением искусства. Всегда идет оценка со стороны.
Я отношусь к жизни, как к процессу весьма бессмысленному, а искусство достаточно интересное занятие, творчество. Нет, не люблю слово творчество. Оно очень сильно девальвировалось. Даже не знаю. Однозначно не точными науками, они мне никогда не давались. Может быть, стал бы писать пьесы.
«Переход», Видео, 10мин, 2007 год. Кадры из видео. Автор: Андрей Василенко.
Комментарии
Подписаться