Выставками, на которых нет ни одного экспоната, давно никого не удивишь— ничто стало полноправной формой искусства уже более полувека назад. Недавно кураторы парижского Центра Помпиду решили вспомнить художников, творения которых учат зрителей ценить ничто, и организовали выставку «Пустоты. Ретроспектива».
Ничто экспонируется в комнатах на четвертом этаже, оформленных (точнее, не оформленных) девятью авторами. Все эти комнаты полностью пустые. Освещение в них такое же, как и в остальных помещениях музея. Сотрудники Помпиду внимательно следят за посетителями, чтобы они ничего не трогали— точнее, чтобы они не трогали ничто.
От проведения необычной ретроспективы отказались многие ведущие музеи из других стран— слишком уж рискованной показалась им эта затея, ведь творения такого рода нередко вызывают у публики непонимание и даже раздражение. Когда в 2001году художник Мартин Крид (Martin Creed), представивший на суд жюри пустую комнату, получил престижную премию Тёрнера, в Великобритании разразился страшный скандал. Многие люди не понимали, зачем чествовать художника, который не может предоставить ни одного «материального» доказательства своей творческой деятельности. Что кураторы Помпиду нашли в произведениях, вызывающих у людей такую неоднозначную реакцию?
Первая в мире выставка пустоты прошла в 1958году в парижской галерее Ирис Клер (Iris Clert). Ее устроил знаменитый французский«новый реалист»Ив Кляйн (Yves Klein). В то время он увлекался идеями дзэн-буддизма, для которого «пустота» является одной из ключевых концепций. По мнению Кляйна, в абсолютно пустом выставочном пространстве люди начинают острее воспринимать то, что их окружает. Интересно, что Кляйн не просто выставлял пустоту: он ее продавал, причем только за золото. Потом он публично выбросил это золото в Сену. Одна из целей «ретроспективы пустоты» в Центре Помпиду— отдать дань уважения этому изобретательному художнику.
Кураторы французского музея также воссоздали выставку «Кондиционирование воздуха», устроенное в 1967году группой британских художников Art & Language. Главным экспонатом является, как и говорит название, кондиционированный воздух. Еще в одном пустом помещении мы можем увидеть (то есть не увидеть) пустоту американского художника-концептуалиста Роберта Барри (Robert Barry), который в свое время заявил «Ничто, по моему мнению, является самой могущественной вещью в мире». В 1970году он организовал выставку этого «ничто», назвав ее «Места, куда мы можем прийти и спокойно подумать о том, что мы собираемся делать дальше».
Некоторые художники, экспонирующие пустоту, например Мария Нордман (Maria Nordman) и Роберт Ирвин (Robert Irwin), призывают зрителя уделить больше внимания выставочному пространству. В 1993году художница из Уэльса Бетан Хьюc (Bethan Huws), выставившая ничто в крефельдском музее Хаус Эстерс, мотивировала свое решение тем, что материальные произведения отвлекали бы внимание посетителей от замечательной архитектуры здания, спроектированного Людвигом Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe). В 2001году другая художница, немка Мария Айххорн (Maria Eichhorn), решила показать в бернском Кунстхалле пустоту, чтобы музей смог сэкономить деньги на ее выставке и провести реконструкцию.
Очень интересную концепцию придумал для своей комнаты с пустотой автор из Словакии Роман Ондак (Roman Ondák). Он пустил слух, что в помещении спрятано подслушивающее устройство. Произведение Ондака заставляет посетителей музея вспомнить о том, что вокруг нас существует очень много вещей, которые нельзя увидеть, но которые тем не менее нас используют… Эта параноидальная концепция имеет еще одну цель. Зайдя в пустое помещение, куда художник «поместил» ничто, зрители начинают очень внимательно осматривать его в поисках подслушивающего устройства. Так они могут лучше «прочувствовать» пространство, в которомнаходятся.
Один из кураторов выставки, Матье Коупленд (Mathieu Copeland) говорит, что одной из ее тем является отрицание художниками визуальной составляющей искусства, их нежелание добавлять новые образы в мир, который и так уже ими захламлен донельзя.
Как мы уже видели, все художники, избравшие своим материалом ничто, преследуют разные цели. Кто-то призывает зрителя освободить свой разум и созерцать пустоту, кто-то предлагает эту пустоту заполнить. Наверное, самое известное произведение искусства, посвященное пустоте,— композиция Джона Кейджа (John Cage) под названием 4'33. Ее исполнитель садится перед роялем и в течение четырех минут и тридцати трех секунд ничего не делает. Многие из тех, кому довелось увидеть это представление, говорят, что во время «исполнения» композиции они услышали в тишине много интересного. Произведения, подобные 4'33,— это тоже музыка, но исполняет ее не музыкант, а окружающий его мир. Все то, что мы называем искусством, когда-то было пустотой— пустым холстом, пустой стеной и т. д. И каждый художник сам решает, что с этой пустотой делать. Кто-то наносит краску на холст, кто-то просто представляет ничто на суд публики и подсказывает ей, что в этом ничто что-то есть. Нередко авторы пустых комнат напоминают зрителям, что главными экспонатами в этих помещениях являются они сами. Посетителям предоставляется возможность посмотреть на себя новыми глазами— как на произведения искусства.
Комментарии
Подписаться