В начале 1890-х годов А.Муха был талантливым, но не пользующимся популярностью обычным илюстратором художественных и модных журналов. Прорыв произошел, когда он сделал свою первую афишу-литографию для актрисы Сары и Бернар и ее театра Ренессанс. Художник получил заказ неожиданно, после того как Сара Бернар в полдень накануне Рождества отвергла эскиз, предложенный типографией Лемерсьер.
Судьба предоставила шанс творцу проявить себя и наконец прославится, и этот шанс не был упущен. Муха выполнил заказ за одну ночь. Афиша, о которой идет речь, представляет пьесу В.Сарду "Жисмонда". Появившись на улицах Парижа в первую неделю января 1895г., она произвела сенсацию. Необыкновенный формат - узкий и вытянутый, изображение прославленной трагической актрисы в натуральную величену, в полный рост, грамотно подобранные цвета и оттенки - все это производило необычайное эмоциональное воздействие на всех, кто ее видел. Мотив был взят из сцены торжесвтенной процессии в финальном акте пьесы.
Саре Бернар настолько понравилась эта работа, что она подписала с художником исключительный контракт сроком на 6 лет! В этот период были созданы афиши для татра Ренессанс "Дама с камелиями", "Лоренцаччо", "Самаритянка", "Медея", "Гамлет" и "Тоска"
Все работы подчиняются единым стилистическим и композиционным принцыпам: узкий формат, у большинствавысота - 2 метра, фронтальная точка зрения, надписи, расположенные в верхней и нижней частях изображения, обилие орнаментов.
Одной из любимейшихработ художника дляСары Бернар стала третья из семи афиш. На фоне декорации звездного ночного неба появляется Дама с камелиями Александра Дюма, "окутанная воздушной белой мантией, потерявшаяся в экстазе своей страсти", как написалодин критик. Актриса использовала эту афишу не только в 1896г ( в год ее создания), но и позднее, во время своих гастролей по Америке в 1905-1906гг.
Муха мастерски изображает не только мир прекрасного, идеального, сказочного, но и мир театра, игры, невыносимых человеческих эмоций. Буквально наэлектризованной, чрезвычайно напряженной можно назвать афишу к трагедии "Медея". С глазами, широко раскрытыми от ужаса, Медея стоит перед трупами своих детей, убитых ее из мести. За ее спиной занимается мрачный новый день.Эта атмосфера усиливается оттенками красного и фиолетового цветов. На классический дух пьесы указывают такие декоративные элементы, как мозаики, псевдоархаические надписи и пальметты.
Для всех главных работ Альфонса Мухи музой являлась, несомненно, актирса, давшая ему путевку в жизнь - Сара Бернар.
Разумеется, художник работал не только над созданием театральных афиш. Он создавал плакаты для всех значимых событий города, а также писал рекламные плакаты сигарет, духов, папиросной бумаги и даже пива.
Весьма удачной работой является афиша "Салон ста". Редактор одного журнала подсказал Мухе:"Полуобнаженная женщина... с золотыми волосами, рассыпающимися каскадом арабесок... Исполните этот замысел в точности, и вы создадите шедевр иллюстративно- декоративной афиши".
Одними из самых знаменитых рекламных плакатов Альфонса Мухи являются плакаты попиросной бумаги "JOB". Моделью для одной из изображенных девушек послужила сивилла с микеланджеловской фрески потолка Сикстинской капеллы в Риме, но чрезвычайно длинные волосы с прядями, закручивающимися в арабески, знаменитые "макароны", - неподражаемый признак самого Мухи.
Единственной афишей, напечатанной на родине художника ,стала афиша балета- пантомимы "Принцесса Гиацинта" по книге Ладислава Новака на музыку Оскара Недбала. Муха воссоздает сказочное великолепие, отвечающее сюжету спектакля: корона из звезд и цветов, концентрические окружности, мистические символы.
Иллюстрации взяты из книги Р. Ульмер "Альфонс Муха".
Комментарии
Подписаться