Views Comments Previous Next Search

Скульптурные структуры Сола Левитта

1614943
НаписалS O F A20 марта 2009
1614943

В 60-е годы XX века на смену господствовавшему в американском искусстве 50-х абстрактному экспрессионизму и, во многом как ответ на него, возникает несколько крупных новых течений, существенно изменивших американскую художественную среду: минимализм, поп-арт, концептуализм. Малозаметный в среде абстрактных экспрессионистов, с появлением новых течений Сол Левитт выступает на первый план и обретает известность как минималист и концептуалист. 

Минимализм

В начале 1960-х Сол Левитт создает некоторое количество настенных рельефов, называемых им wall structures («настенные структуры»). Эти рельефы, выходящие из плоскости стены в пространство пребывания зрителя, построены на взаимодействии различных геометрических форм: кубов, квадратов, параллелепипедов и включении одной фигуры в другую. 

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 1.Wall structures – это не живопись и не скульптура, но и то, и другое одновременно. Ранние работы были одними из первых экспериментов Сола Левитта по созданию серий, хотя в них еще нельзя уловить той строгой взаимосвязи и последовательности, которая характерна для его последующего творчества. 

1964 год знаменателен появлением Standing Open Structure («Стоящей открытой структуры»). Именно с нее начинается отход Левитта от цельных, монолитных произведений к созданию «скелетных» структур, где работа с контуром подталкивает художника отказаться от «наполнения». 

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 2.С этого времени начинают появляться знаменитые modular structures («модульные структуры») Сола Левитта – трехмерные решетки, построенные на повторении модуля-куба. Большинство этих работ подкрепляется обильными предварительными эскизно-вычислительными материалами, где можно наблюдать детальную математическую проработку формы. Это связано, в первую очередь, с опытом, приобретенным в 50-е годы – временем, когда художник работал чертежником у знаменитого архитектора Ио Мин Пея. 

К «модульным структурам» относятся такие работы Сола Левитта, как «Floor Structure» («Напольная структура», 1965) , «Modular Wall Piece with Cube» («Модульное настенное произведение с кубом», 1965), «Modular Piece/Double Cube» («Модульное произведение/Двойной куб», 1966), «Open Modular Cube» («Открытый модульный куб», 1966). 

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 3.«Open Modular Cube», 1966

Своими чертами работы середины 60-х еще связаны с минимализмом. В ранних модульных структурах Сола Левитта крайне важна одна из основных установок минимализма – отказ от эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления произведения. Как писал один из художников и теоретиков минимализма Фрэнк Стелла: "Ты видишь то, что ты видишь, – ничего более". Домысливание здесь не предполагается. Следствие из этого – безраздельное господство формы, чистый формализм. Содержание исключается как нечто лишнее и мешающее работе формы. 

Помимо этого, установкам минимализма у Левитта соответствует оперирование первичными структурами и мышление простыми формами. Не менее важна работа с реальным пространством, которое произведение призвано делить со зрителем. Это проявляется, в первую очередь, в отсутствии пьедестала, проводящего границу между искусством и реальностью. 

В работах Левитта середины 60-х годов с минимализмом связана также важность повторения, проявляющаяся на нескольких уровнях. В первую очередь – внутри произведения, где неоднократно повторяется базовый кубический модуль. Но повторение проявляет себя и во внутренних связях между работами, образующих группы, сходство которых основано на повторении инварианта. От работы к работе мы видим один и тот же исходный вариант, который каждый раз преобразуется по-своему. Эта работа с инвариантом наталкивает на мысль о сведении работы к формуле, где постоянный элемент, константа, подвергается искажающему воздействию переменных, дающих каждый раз иной результат.

Именно работа с инвариантом впоследствии легла и в основу концептуальных произведений Сола Левитта, базирующихся на идее куба. Именно она повернула развитие творчества художника от минимализма к концептуальному направлению, подготовила переход от одного течения к другому, осуществление которого происходило во второй половине 60-х годов. 

Концептуализм

Переходным звеном, своего рода шагом в сторону концептуализма, была работа «Serial Project No. 1 (ABCD)» («Серийный проект № 1») 1966 года. В его основе лежала совокупность изменений, вариация различных способов размещения элементов, пошаговое преобразование от двумерного к трехмерному, от квадрата – к кубу, от открытого – к закрытому кубу. Этот проект демонстрирует нам важность осмысления в творчестве Сола Левитта куба как формы. Для художника куб становится важен не как форма, а как идея. 

Куб – основа большинства скульптурных работ Сола Левитта. Хотя его скульптура и не всегда представляет собой полноценный, завершенный куб, имеющий все грани, но подобная форма непременно прослеживается в очертаниях. Это может быть куб, срезанный по диагонали (как в «Corner piece №2» («Угловое произведение № 2», 1976), куб, из которого «извлечены», вырезаны другие формы (как в «Inverted Six Towers» («Шесть перевернутых башен», 1987), или несколько раз повторенный куб (как в «Open Geometric Structure IV» («Открытая геометрическая структура IV», 1990). Левитт размышляет над идеей куба, образующей его структурой, особенностями, делающими возможным прослеживание этой формы даже при отсутствии некоторых граней. 

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 5.«Corner piece №2», 1976

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 6.

«Open Geometric Structure IV», 1990

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 7.

«Inverted Six Towers», 1987

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 8.Таким образом, начиная с конца 60-х, в искусстве Сола Левитта происходит огромное смещение в соотношении «идея – форма» (по сравнению с минимализмом). Из области минимализма он перемещается в область концептуализма, смещая свое внимание от формы к идее. 

Об этом свидетельствуют и манифесты Сола Левитта, написанные в 1967 и 1969 годах, «Параграфы о концептуальном искусстве» и «Высказывания о концептуальном искусстве», в которых он утверждает главенство идеи над формой и дает теоретическое обоснование концептуализма. 

Сол Левитт довольно точно определил концептуализм как течение, в котором «идея становится машиной, производящей искусство». Идея в концептуализме приобретает первостепенное положение, форма же напрямую подчиняется ей, обеспечивает ее успешное воплощение. 

Главенство идеи над ее воплощением делает возможным внедрение в произведение практически любых материалов, а также и вовсе их отсутствие. Ведь, согласно Левитту, «для каждого произведения искусства ставшего материальным существует множество нематериальных вариаций». 

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 9.

Этот отход от минимализма подтверждает и чисто концептуальная акция Левитта 1968 года «Buried Cube Containing an Object of Importance but Little Value» («Зарытый куб, содержащий объект крайне важный, но малой ценности»), в рамках которой он зарыл в земле металлический куб и задокументировал это в серии фотографий, последовательно демонстрирующей этапы осуществления акции. 

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 10.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 11.

Sol Lewitt. Modular Cube.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 12.

Sol LeWitt. Open Geometric Structure 2-2,1-1, painted wood, 20x29½x20 inches, 1991.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 13.

Sol LeWitt. Floor plan №4, 1976, painted wood, 43.1/4x43.1/4x43.1/4 in.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 14.

Графика и настенные рисунки Левитта, прежде всего, ассоциируются с его поздним творчеством. Между этими сферами деятельности и скульптурными работами художника имеется тесная связь.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 15.

"Квадрат, поделенный на 4 равные части, каждую из которых заполняют параллельные полосы в различных направлениях", 1982.   Гравюра на дереве

Во-первых, она проявляется в том, что графические работы Левитта иногда ложились в основу его скульптуры. Это мы можем наблюдать на примере уже рассмотренной нами «Серии с неполными разомкнутыми кубами» 1974 года: сначала появился рисунок на эту тему, демонстрирующий все возможные вариации, и лишь затем – скульптура, отталкивающаяся от рисунка.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 16."Variations of Incomplete Open Cubes"Вариации с неполными разомкнутыми кубами, 1974

Во-вторых, настенные рисунки и графика, как и скульптурные работы, основаны на оперировании базовыми геометрическими формами, но здесь они становятся гораздо более разнообразными. Помимо привычных куба, параллелепипеда и квадрата появляются сферы, пирамиды, треугольники. Зачастую используются полосы, а также многие другие, иногда довольно сложные формы, которые при этом не теряют своей связи с геометрией.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 17.

Работа с этими элементами в первую очередь связана с тем, что, будучи увлеченным математикой (напомним, в молодости художник работал чертежником у знаменитого архитектора Ио Мин Пея), Левитт вел поиски простейших элементов произведений искусства. Он урезал художественное содержание своих графических работ и настенных рисунков до базовых форм, цветов и линий.

Живопись и графика

Левитт нечасто создавал живописные произведения. Наиболее известная его работа – «Красный квадрат, белые буквы» – относится к 1963 году. Это произведение – результат крайнего редуктивизма позднего модернизма. Произведение здесь сводится к его определению. Идея самоопределения станет основой всего последующего искусства концептуализма. В работе Левитта осуществляется то, что может быть названо перформативная модель: визуальная структура произведения подменяется цвето- и формоименованием. Левитт трансформирует работу зрителя в работу читателя, который проговаривает про себя информацию, содержащуюся на холсте.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 18."Red Square, White Letters", 1963

Красный Квадрат, Белые Буквы.   Холст, масло

С 1970-х Левитт начинает работу над ранней графикой – трафаретной печатью. Затем в творчество художника вошли углубленная гравюра, а впоследствии – гравюра на дереве и в других техниках. Само существование графических работ Сола Левитта демонстрирует стремление художника отойти от «уникальных» произведений искусства, существующих в единственном числе – поскольку гравюра предполагает многократное механическое воспроизведение одной работы.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 19."Шесть геометрических фигур трех цветов на трех разных фонах и все их комбинации", 1978.   Трафаретная печать

В основе рисунков и гравюр Левитта всегда лежит простая идея, выраженная в наборе логических инструкций. Левитт создает серии связанных между собой изображений. Эти изображения, как правило, имеют общий набор элементов, проходящих в произведении все возможные вариации. 

По мнению критика Дональда Каспита, автора статьи «Сол Левитт – Как выглядит мысль», искусство Левитта иллюстрирует сам акт познания. Форма, которую принимает акт познания, как бы центрирует мысль. Открытие этой формы есть открытие основного принципа, аксиомы, на основании которой можно просчитать все переменные в данной системе.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 20."Прямые линии в четырех направлениях и все их возможные комбинации", 1973

Углубленная гравюра

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 21.

Американский арт-критик Люси Липпард писала о работах Левитта: «Только о его работах можно утверждать, что в них артикулируется тот момент художественного мышления, когда структура ставит себя под вопрос и реорганизует себя в соответствии с новым значением, которое остается значением той же структуры, только возведенным на новый уровень сложности».Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 22.Графическая серия II. 1968.

Настенные рисунки

Настенные рисунки – искусство совершенно другого рода. Если графика и живопись Левитта относятся к станковым искусствам, то настенные рисунки – к монументальным. Монументальная живопись – древнейший вид живописи, известный еще с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Пещерная живопись, росписи римских жилищ, раннехристианские катакомбные росписи, живопись храмов средневековья, ренессансные фрески – на протяжении веков стены играли важнейшую роль в искусстве, но к середине XX века они потеряли свою былую популярность.

Левитт в своих настенных рисунках заново открывает поверхность стены как поле для художественной деятельности. Если в предшествующие века настенная живопись имела своей целью создание реальности или ее подобия, то настенные рисунки Левитта – чистая геометрическая абстракция.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 23.

С настенными рисунками художник начинает экспериментировать с конца 60-х. Один из первых его настенных рисунков экспонировался в Нью-Йорке в 1968 году. Этот рисунок был столь хорош, что у владельца галереи рука не поднималась закрасить его, когда выставку пора было закрывать, и потому галерист настоял, чтобы художник пришел и сам сделал это (что Левитт и сделал без колебаний).

При всей возможной сложности визуальных эффектов язык этих настенных рисунков предельно прост: линии, яркие цвета, однородный фон. Но, как оказывается, даже столь простой язык позволяет создавать бесконечное многообразие произведений, порой совершенно непохожих друг на друга.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 24.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 25.Настенные рисунки – произведения, неразрывно связанные со стеной помещения, в котором созданы, будь то музей, галерея или любое другое место. Они взаимодействуют с архитектурой этого пространства, вписаны в реальное окружение.

Сол Левитт написал инструкции по нанесению его настенных рисунков – четкие, строгие предписания, изредка оставляющие некоторую свободу исполняющему. Он не считал, что художник обязательно сам должен изготовлять свои произведения, область его деятельности – лишь идеи, как он писал в своем теоретическом тексте («Параграфы о концептуальном искусстве»): «Идея становится машиной, производящей искусство». Обдумав свое произведение, написав к нему инструкцию, Левитт поручал выполнение другим людям.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 26.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 27.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 28.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 29.

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 30.

Настенный рисунок N391. 1983

Скульптурные структуры Сола Левитта. Изображение № 31.

http://xz.gif.ru/numbers/69/paragr-concept/

Рассказать друзьям
16 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются