Views Comments Previous Next Search

Александр Джикия

1910260
НаписалНА!!! НА!!!5 апреля 2009
1910260

Рисунки Александра Джикии знакомы каждому, кто в конце1980-х был достаточно взрослым, чтобы листать прессу, в те годы неожиданно открывшую для себя "новое искусство". Если звучавшие отовсюду песни"Наутилуса", "ДДТ" и "Кино" стали саундтреком к яркой и жуткой адреналиновой эпохе, вошедшей в историю под названием"perestroyka", то картинки московского художника с греческим именем и грузинской фамилией стали одной из неотъемлемых составляющих ее визуального образа. В течение нескольких лет проникнутые мрачновато-абсурдистским юмором джикиевские картинки, жанр которых колебался в диапазоне от философской притчи до анекдота на злобу дня, появлялись на страницах большинства мало-мальски прогрессивных изданий, став в определенных кругах таким же фетишем, как стихи Пригова и Кибирова или свежеопубликованные в те годы "Случаи" Даниила Хармса (позднее выпущенные Джикией в виде малотиражной "книги художника" с собственными иллюстрациями). Прошло несколько лет, и публика подзабыла о художнике: наступили хищные 90-е, и постсоветскому человеку в одночасье стало не до актуального искусства - на первый

план вышли проблемы элементарного выживания. При этом самДжикия рисовал, не сбавляя темпа. Менялась манера и тематика: в рисункахпоявлялось все больше мифологии, а некогда строгие линии становилисьизломанными, вызывая в памяти работы европейских авангардистов начала 20 века. Новыставки Джикии проходили большей частью в Европе, а в конце 95-го и самхудожник, получив грант, отправился за океан. Где неожиданно для себя осталсяна десять лет - сначала работая плотником в знаменитом музее Гуггенхейма в Нью-Йорке,а потом преподавателем рисунка и дизайна в престижном турецком университете.

Собственно, на этом можно ставить точку: картинки Джикии настолько самодостаточны, что не требуют пространных разъяснений. Для тех же,кому будет не хватать буковок, предлагаем немного прямой речи - фрагменты из двух интервью художника, одно из которых было взято Анной Чудецкой для книги"Полный каталог", второе же Александр дал для журнала «НАШ».

Александр Джикия. Изображение № 1.«…каждый художник, что и кого бы он ни рисовал, всё равно рисует себя. Поэтому, если я рисую собаку, старуху, дерево, мёртвого солдата, Сталина, грязного бомжа без ноги - это всё равно я; разницы между мной и остальными нет. Всё на свете - этоя. И в жизни я (иногда) чувствую, что все, кто живёт на этом свете - это я.Поэтому бывает так тяжело жить.»

Александр Джикия. Изображение № 2.

«Хармс дал поэтическое определение хорошему стихотворению: если скатать в комок листок с таким стихотворением и бросить его в окно, стекло разобьётся.

Прагматически хорошее стихотворение (музыку, картинку и т.д.) можно определить количествомединиц восприятия. Баха, например, можно слушать бесконечное количество раз,Бетховен надоедает быстрее, а кое-кого даже невозможно дослушать до конца. Мне нравится пересматривать некоторые из своих картинок, другие я предпочёл бы никогда не нарисовать.»

Александр Джикия. Изображение № 3.

«Когда у меня получается хорошая картинка, я сам удивляюсь. Как она получается - я не знаю.Случаются удачи. Плохие картинки вторичны, сделаны с использованием штампов.Штампы находятся в руке, в голове, в сознании. Возможно, штампы это и есть"стиль". Я думаю, что все художники в какой-то момент попадают в эту засаду.И тогда приходится уходить от своего стиля.

Александр Джикия. Изображение № 4.

«Искусства перетекают одно в другое. Литература подразумевает временное изменение, течение слов и понятий. Можно предположить, однако, наличие "стоп-кадра" в литературе, или в вербальном изображении некоего феномена, который, также,может бать изображен графически. Видимо, этот пограничный момент и называется рисунком. Деталировка рисунка приводит к живописи и уходу от повествования.Возврат от рисунка к повествованию называется комиксом. Мне ближе рисунок.»

Александр Джикия. Изображение № 5.

«...Карикатура - это анекдот, она предлагает зрителю единственный ответ на единственный вопрос; в ней нет искусства, потому что искусство никогда не даёт никаких ответов ни на какие вопросы.»

Александр Джикия. Изображение № 6.

«Мне неоднократно предлагали поработать в анимации, но это противоречит принципу моего рисования.Я рисую один раз, и в этот момент говорю всё, что должно быть сказано. Для сравнения возьмите каллиграфию. Невозможно анимировать полубессознательное движение кисти. Я не могу повторить движение своей руки.»

Александр Джикия. Изображение № 7.

«…надо стараться быть открытым миру, потому что мир постоянно проявляет свою чудесность людям,которые настроены его видеть. Чудесность мира, безусловно, это самая главная вещь, которая меня интересует. Не совпадения, знаки, фокусы, а чудо первой категории - чудо существования.»

Александр Джикия. Изображение № 8.

http://nash-online.livejournal.com/

Рассказать друзьям
19 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются