Рисунки Александра Джикии знакомы каждому, кто в конце1980-х был достаточно взрослым, чтобы листать прессу, в те годы неожиданно открывшую для себя "новое искусство". Если звучавшие отовсюду песни"Наутилуса", "ДДТ" и "Кино" стали саундтреком к яркой и жуткой адреналиновой эпохе, вошедшей в историю под названием"perestroyka", то картинки московского художника с греческим именем и грузинской фамилией стали одной из неотъемлемых составляющих ее визуального образа. В течение нескольких лет проникнутые мрачновато-абсурдистским юмором джикиевские картинки, жанр которых колебался в диапазоне от философской притчи до анекдота на злобу дня, появлялись на страницах большинства мало-мальски прогрессивных изданий, став в определенных кругах таким же фетишем, как стихи Пригова и Кибирова или свежеопубликованные в те годы "Случаи" Даниила Хармса (позднее выпущенные Джикией в виде малотиражной "книги художника" с собственными иллюстрациями). Прошло несколько лет, и публика подзабыла о художнике: наступили хищные 90-е, и постсоветскому человеку в одночасье стало не до актуального искусства - на первый
план вышли проблемы элементарного выживания. При этом самДжикия рисовал, не сбавляя темпа. Менялась манера и тематика: в рисункахпоявлялось все больше мифологии, а некогда строгие линии становилисьизломанными, вызывая в памяти работы европейских авангардистов начала 20 века. Новыставки Джикии проходили большей частью в Европе, а в конце 95-го и самхудожник, получив грант, отправился за океан. Где неожиданно для себя осталсяна десять лет - сначала работая плотником в знаменитом музее Гуггенхейма в Нью-Йорке,а потом преподавателем рисунка и дизайна в престижном турецком университете.
Собственно, на этом можно ставить точку: картинки Джикии настолько самодостаточны, что не требуют пространных разъяснений. Для тех же,кому будет не хватать буковок, предлагаем немного прямой речи - фрагменты из двух интервью художника, одно из которых было взято Анной Чудецкой для книги"Полный каталог", второе же Александр дал для журнала «НАШ».
«…каждый художник, что и кого бы он ни рисовал, всё равно рисует себя. Поэтому, если я рисую собаку, старуху, дерево, мёртвого солдата, Сталина, грязного бомжа без ноги - это всё равно я; разницы между мной и остальными нет. Всё на свете - этоя. И в жизни я (иногда) чувствую, что все, кто живёт на этом свете - это я.Поэтому бывает так тяжело жить.»
«Хармс дал поэтическое определение хорошему стихотворению: если скатать в комок листок с таким стихотворением и бросить его в окно, стекло разобьётся.
Прагматически хорошее стихотворение (музыку, картинку и т.д.) можно определить количествомединиц восприятия. Баха, например, можно слушать бесконечное количество раз,Бетховен надоедает быстрее, а кое-кого даже невозможно дослушать до конца. Мне нравится пересматривать некоторые из своих картинок, другие я предпочёл бы никогда не нарисовать.»
«Когда у меня получается хорошая картинка, я сам удивляюсь. Как она получается - я не знаю.Случаются удачи. Плохие картинки вторичны, сделаны с использованием штампов.Штампы находятся в руке, в голове, в сознании. Возможно, штампы это и есть"стиль". Я думаю, что все художники в какой-то момент попадают в эту засаду.И тогда приходится уходить от своего стиля.
«Искусства перетекают одно в другое. Литература подразумевает временное изменение, течение слов и понятий. Можно предположить, однако, наличие "стоп-кадра" в литературе, или в вербальном изображении некоего феномена, который, также,может бать изображен графически. Видимо, этот пограничный момент и называется рисунком. Деталировка рисунка приводит к живописи и уходу от повествования.Возврат от рисунка к повествованию называется комиксом. Мне ближе рисунок.»
«...Карикатура - это анекдот, она предлагает зрителю единственный ответ на единственный вопрос; в ней нет искусства, потому что искусство никогда не даёт никаких ответов ни на какие вопросы.»
«Мне неоднократно предлагали поработать в анимации, но это противоречит принципу моего рисования.Я рисую один раз, и в этот момент говорю всё, что должно быть сказано. Для сравнения возьмите каллиграфию. Невозможно анимировать полубессознательное движение кисти. Я не могу повторить движение своей руки.»
«…надо стараться быть открытым миру, потому что мир постоянно проявляет свою чудесность людям,которые настроены его видеть. Чудесность мира, безусловно, это самая главная вещь, которая меня интересует. Не совпадения, знаки, фокусы, а чудо первой категории - чудо существования.»
Комментарии
Подписаться