Views Comments Previous Next Search

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ

298157
НаписалLink Lim8 апреля 2009
298157

МАРГИНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Что же такое "маргинальное искусство"?

В большинстве случаев имеется ввиду социальная "исключенность" авторов, и как ее следствие - незаинтересованность в потенциальном зрителе или, по крайней мере, минимальная адресность их творений.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 1.

Поэтому к основным представителям маргинального искусства относят художников-аутсайдеров - тех, кто либо изолирован от общества, либо живет на периферии общественных интересов, либо попросту забыт социумом.

В этой группе выделяют, в первую очередь, душевнобольных как наиболее интересных и плодотворных в творчестве, за ними следуют заключенные, "отшельники", одинокие и старики. Наряду с перечисленными типами существуют художники, формально не изолированные от общества, но по манере творчества близкие аутсайдерам. Это дети, примитивы и наивы.

Считается, что только эти группы в большей или меньшей степени выражают идею маргинальности.

Что же касается характеристик произведений "маргинальных" авторов, то главным и решающим их признаком называется лежащее в основе "творчество вне эстетических и художественных норм". Творчеством душевнобольных с точки зрения искусствоведения у нас занимались мало. Куда чаще оно упоминается в отечественных учебниках по психологии - в качестве наглядных иллюстраций разного рода отклонений. На Западе же традиция его изучения с позиций эстетики насчитывает порядка 80 лет: основателем и главным организатором академического интереса к этой теме в свое время стал французский живописец Дебюффе, собравший значительную коллекцию произведений аутсайдеров

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 2.

Поэтому наиболее интересными статьями раздела "Аутсайдеры" оказываются материалы, посвященные не столько теории, сколько отечественным художникам-душевнобольным. В частности, "аутсайдерскому" периоду в творчестве М.А.Врубеля или же недавно открытому А.П.Лобанову, глухонемому живописцу, 50 лет проведшему в стенах психиатрической клиники.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 3.Дятло-ножницы.

Рисунки душевнобольных из психиатрической лечебницы.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 4.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 5.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 6.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 7.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 8.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 9.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 10.Разрыв.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 11.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 12.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 13.

Стереотипия.

Особенности шизофренического мышления ясно выступают в их творчестве. Это прежде всего относится к тем случаям, когда шизофренией, заболевает какой-нибудь крупный художник. Для ознакомления с этой стороной могут служить отчасти рисунки душевнобольных, даже если последние не обладают особенными дарованиями, а также письма, наброски и дневники, которые они нередко ведут. Обращает на себя внимание преобладание формы рисунка над жизненностью окраски. Обычно шизофреники предпочитают графику и скульптуру. В графике они могут достигнуть больших успехов, чему несомненно способствует и их наклонность к стереотипии.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ. Изображение № 14.

«Есть два пути избавиться от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь...» Ф. Ницше.

Рассказать друзьям
29 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются