На сегодня наш мир - мир, где к искусству применимо слово «потребление», а само это потребление искусства стало общественным, социальным явлением, превратившимся для многих в образ жизни, полный встреч, путешествий, ярмарочного настроения и, конечно, покупок. Здесь произведения искусства стали покупаться по соображениям, не имеющим ничего общего с произведениями искусства, а сама покупка превратилась в финансовый перформанс с неподдающимися разумному объяснению суммами, аплодисментами, ахающим залом и массмедиа, кричащими о новых рекордах. Искусство слишком элитарно, чтобы вызвать такой глобальный интерес – его вызывают деньги, которые вышли на первое место, став ценностным ориентиром искусства.
Бум, который сейчас переживает международный арт-рынок, вызывает огромный всплеск интереса к нему, так как он – один из самых глобальных рынков экономики, с различными объемами и формами для каждой отдельной страны. Иерархия стоимости подменила собой иерархию искусства. И в этот финансовый круговорот попали все. И аукционные дома, превратившиеся в мощнейшие инструменты по перегонке произведений искусства по коллекциям. И дилеры, громкие имена которых приравнялись к этикеткам. И ярмарки, по экономической и культурной значимости вытесняющие некоммерческие биеннале. И даже такие академические институции, как музеи – именно в их власти занести современного художника в черный список или увековечить его имя, значительно повлиять на стоимость его работ.
Искусство как капиталовложение привлекательно тем, что предоставляет возможность распределения инвестиционного портфеля в области, которая исторически обеспечивает высокий доход. Рынок искусства за длительный срок зарекомендовал себя как весьма стабильный объект инвестиций. Сегодня арт-рынок глобален, и потому на него не может повлиять поведение отдельной группы покупателей. Однако он всегда был и с большой долей вероятности останется одним из самых хаотичных рынков. Поэтому здесь крайне важны этика бизнеса и опытность. Спекуляция, массовая скупка и продажа по бросовым ценам, разглашение сделок могут сильно повлиять на покупательское поведение, цены и тенденции.
Исследователи отмечают, что мировой арт-рынок начал заметно расти с 2003 года, а 2006-й стал годом резкого подъема по количеству продаж, общему объему и среднему ценовому показателю. Если в 2002 году общий оборот мирового арт-рынка составлял 26,7 млрд. евро, то в 2006-м эта сумма выросла до 43,3 млрд. евро. С 2002 по 2006 год продажи на арт-рынке выросли на 95% от оборота в стоимостном выражении и на 24% по количеству сделок.
2008 год, как и всю историю России последних лет, теперь принято делить на две части – до кризиса и после. В первое время после финансового обвала участники арт-рынка питали надежды, что эту сферу экономики потрясения если и затронут, то совсем незначительно. К концу года питаться иллюзиями стало невозможно, и большинство наконец признали – рынок искусства находится в самом настоящем кризисе. И так же как и в других сферах жизни, здесь начинается новая эпоха, новый этап развития.
С рынка ушла основная масса покупателей, еще вчера свободно тративших деньги на модное искусство, непомерно завышая на него цены. Именно за счет подобной спекуляции со стороны арт-дилеров и аукционных домов мы наблюдали взрыв цен на рынке современного искусства последние два года. Теперь именно эта область арт-рынка страдает больше всех. На осенних торгах современного искусства Christie’s продал произведений на сумму 113 млн. долл. при оценке 227–321 млн. долл., Sotheby’s – 125 млн. долл. против ожидаемых 200–280 млн. долл.
Опытные игроки, оставшиеся на рынке, точно знают реальное соотношение цены и качества, во что сейчас выгодно вкладывать средства.
Если информация о частных продажах арт-дилеров остается закрытой, то публичные торги последних трех месяцев показали стремительное снижение спроса и цен на предметы искусства.
Финансовые потрясения заметным образом сказываются не только непосредственно на арт-рынке, но и на общекультурных проектах и деятельности некоммерческих институций, прежде всего музеев, причем как зарубежных, так и российских. Музеи не только частично лишились государственной поддержки, но и остались без сильных и щедрых спонсоров, за чей счет обычно осуществлялись самые громкие проекты.
Прошедший год выдался непростым. Но несмотря на все сложности в этом году, стало понятно, что искусство в его эстетической и инвестиционной составляющей прочно вошло в моду. Органично вписалось в ежедневную жизнь обеспеченных людей. Стало светским явлением, определяющим фактором стиля жизни тех, кто привык считать себя публичными. Быть в курсе последних арт-новостей – новый тренд. Посещать открытия выставок и интересоваться торгами – необходимая составляющая образа продвинутого светского персонажа
www.openspace.ru
www.art-times.ru
Комментарии
Подписаться