Репортажи с биеннале читайте на top10-kiev.livejournal.com
Автор: Алиса Ложкина
Фото: Максим Белоусов
Проект «Степи мечтателей», которым PinchukArtСentre представит Украину на главном событии в сфере современного искусства, 53-й Венецианской биеннале, воспринимают по-разному – кто с бурным восторгом, кто критически. Действительно, замысел очень противоречив. Само наименование проекта, казалось бы, является симбиозом названий двух других выставок: «Степи Европы» – кураторского опыта нынешнего директора Польского института в Киеве Ежи Онуха, которым он еще в начале 90-х представлял украинское искусство на международной арене и который стал одной из вех в истории новейшего украинского арта, и недавнего проекта «Мечтатели» молодой харьковской группы SOSка, представленного в конце прошлого года в PinchukArtСentrе. Наверное, это случайное совпадение, но все же, особенно с проектом Онуха, у «Степей мечтателей» на уровне замысла есть определенные параллели: как и в начале 90-х, Украина пытается настойчиво позиционировать себя в окружающем художественном мире путем ассоциации с простой и понятной концепцией «дикого поля», пространства полной свободы художественного образа от навязчивых смыслов и интерпретаций.
В проекте «Степи мечтателей» всего два участника: непонятным образом попавший в фокус внимания Pinchuk Art Сentre японец-дизайнер Михара Ясухиро и украинский художник Илья Чичкан. Чичкан – один из самых заметных представителей отечественной богемы. Имена Чичкана и его подруги Маши Шубиной не сходят со страниц светских хроник, да и сам Илья с начала 90-х является активнейшим тусовщиком и поп-персонажем. Однако это не отменяет того факта, что сегодня Чичканом и его творчеством все чаще интересуются в контексте представления украинского искусства на международной арене – он был первым, чьи работы заметили представители международных аукционных домов, а теперь и пафосный PinchukArtСentre выбрал его для участия в биеннале. Станет ли Чичкан «украинским Дэмиеном Херстом», то есть еще одним бесспорным фаворитом Виктора Пинчука, и удастся ли ему достичь хотя бы доли популярности и коммерческого успеха своего британского коллеги, покажет будущее. Но на лицо бесспорный факт – отобрав именно этого художника для поездки в Венецию, арт-центр не только закрепил свой курс на определенные, медийно привлекательные формы современного искусства, но и значительно повысил ставки самого Чичкана на отечественном и мировом арт-рынке.
Однако в проекте, помимо двух участников, есть еще и третье не менее неожиданное действующее лицо – куратор, которым на этот раз выступил Владимир Кличко, икона украинского бокса и кумир миллионов. Вопрос о том, насколько корректным является применение слова «куратор» относительно роли господина Кличко в проекте «Степи мечтателей», остается открытым. Традиционно в современном искусстве на этапе его камерного существования фигура куратора была окружена ореолом пафоса и таинственности. Это он, подобно демиургу, придумывал проект, разрабатывал его концепцию, отбирал участников и руководил процессом реализации своего замысла. Художнику в такой схеме доставалась куда более скромная роль. В ситуации с проектом «Степи мечтателей» происходит очевидная профанация концепции кураторства, и этот подход неожиданным образом сигнализирует о многих важных изменениях в самом современном искусстве, не только отечественном, но и мировом. Нужна ли современному искусству опостылевшая «заумь»? Или в ситуации, когда оно становится одним из площадных аттракционов для масс, наряду с голливудским кинематографом и давно профанированной электронной музыкой, такой куратор, как Кличко, вполне уместен? Очевидно одно: знаменитый спортсмен как куратор венецианского проекта и один из арт-объектов выставки (плакат с его изображением будет красоваться над Гранд-каналом в течение всего проекта) – медийно очень выгодный ход. Ведь об Украине реально в мире не знают почти ничего, и едва ли не единственные исключения из этого правила – это пресловутая «котлета по-киевски» и боксер Владимир Кличко. Так что внимание СМИ и общественности украинскому проекту обеспечены уже на старте, а то, чем окажется этот проект с чисто художественной точки зрении, пока окружено ореолом таинственности. По словам комиссара украинского павильона Питера Дорошенко и Ильи Чичкана, это будет некая мультимедийная инсталляция, благодаря которой пространство Венецианского палаццо будет полностью преобразовано. Японцы обещают удивительное свето-звуковое сопровождение с элементами специально записанного бурятского горлового пения, а Илья Чичкан уже заготовил фотопортрет Владимира Кличко, который растянут над Гранд-каналом, а также благодаря ТОП 10 выбрал и сфотографировал очаровательную модель Настю Зайку, о чем он сам расскажет читателям ТОП 10 в своем блиц-репортаже.
В целом, вполне очевидно, что проект «Степи мечтателей» является компромиссом – пожертвовав «серьезностью» и большой долей концептуальности, в этом году PinchukArtСentre представит медийно привлекательный имиджевый проект-аттракцион, в рамках которого состоится поп-презентация современного украинского искусства и самой Украины. Как тут, простите за навязчивые ассоциации, опять не вспомнить Ежи Онуха и название еще одного из его знаковых проектов начала 2000-х – «Бренд Украинское».
Естественно, лучше, как говорится, один раз увидеть, поэтому команда ТОП 10 обязательно посетит открытие украинского проекта в Венеции, и мы обязательно поделимся с читателями собственными впечатлениями от «Степей мечтателей» в следующем номере нашего журнала.
Комментарии
Подписаться