Интерактивный выставочный проект "САМУРАИ: THE ART OF WAR" в Санкт-Петербурге
Цель проекта – знакомство с наследием культуры самураев – привилегированного воинского сословия, которое находилось у власти в течение почти семисот лет японской истории, с конца XII в. до середины XIX в. В экспозицию вошло свыше трёхсот экспонатов, относящихся преимущественно к периодам Муромати и Эдо: это оружие, доспехи, произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и каллиграфии, гравюра, предметы быта. Они выступают наглядным свидетельством духовных и материальных ценностей самураев, их идеалов и пристрастий, эстетических вкусов, повседневных занятий, отношения к традициям и творческой изобретательности – то есть всего того, что явилось отражением особого образа жизни самурая, называемого «путь воина».
Самурай – это отважный воин, утончённый поэт и вдохновенный художник, готовый в любой момент пожертвовать своей жизнью ради высших идеалов. В основе такого уникального мировоззрения лежит именно философия пути воина (Бусидо) – гармоничного сочетания беззаветной веры, абсолютной преданности, самопожертвования, беспредельной искренности и способности ценить красоту во всех её проявлениях. Основная роль в экспозиции отводится оружию и доспехам – главным орудиям ремесла самурая, которые и в мирный период (эпоха Эдо) оставались в центре внимания, реализуя тезис популярного в Японии и знаменитого во все времена древнекитайского трактата «Искусство войны» великого полководца и стратега Сунь-цзы (VI-V вв. до н.э.): «Следует полагаться не на то, что враг не придет, а на то, что ты ждёшь его; не на то, что враг не атакует, а на то, что ты неуязвим».
По преданию, в мече самурая заключена его душа. Этим объясняется почтительное и благоговейное отношение к оружию, благодаря которому мечи на протяжении многих поколений бережно сохранялись, передаваясь от поколения к поколению, и теперь мы можем видеть образцы оружейного мастерства даже X – XI вв. Традиционная форма слегка искривлённого однолезвийного клинка появилась в X в. и стала идеалом меча, красота которого оценивалась по неповторимому изгибу, изысканному узору закалённого края лезвия, по цвету металла и едва просвечивающей на его поверхности текстуре.
В экспозиции нашли отражение три великих эпохи создания мечей. Это Старые мечи (до 1596 г.) таких прославленных школ оружейников, как Суэ-Сэки и Наоэ провинции Мино, школа Такада провинции Бунго, а также работа кузнеца Фуюхиро из Вакаса и меч легендарного мастера Сэнго Мурамаса из Кувана провинции Исэ. Так называемые Новые мечи (1596-1781) представляет клинок школы Минамото Нобукуни. Мастером третьего периода (1781-1876), считающегося своеобразной эпохой возрождения старых традиций оружейников XIII -XIV вв., выступает кузнец Тадаёси VI из провинции Хидзэн. Восходящий к древности обычай пожертвования мечей храмам демонстрируют уникальные образцы более метра длиной, специально предназначенные для священных подношений, как, например, работа ученика выдающегося кузнеца Тайкэя Наотанэ. Меч мастера Мурамаса – жемчужина коллекции. Клинки этого мастера – и это единственный пример в истории – подвергались гонениям, но, не смотря на это, всегда оставались объектом страстного желания самураев, а позже – и коллекционеров. С мечами Мурамаса связано огромное количество мистических историй.
Среди защитного вооружения особый интерес представляет доспех, принадлежавший выдающемуся даймё (военачальнику) – Ода Нобунага. Он положил начало процессу объединения раздробленной феодальной Японии, созданию единой денежной системы, первым по достоинству оценил огнестрельное оружие и вооружил им свою армию. Его доспех – настоящее произведение искусства, сочетающее изящество форм, тонкую работу по металлу, гравировки, инкрустации золотом и серебром. Именно этот доспех используется в качестве иллюстрации в японских учебниках и научных работах, посвящённых национальной истории. Представленные на выставке произведения изобразительного искусства развивают тему образа воина. В экспозицию вошли живописные свитки школы Кано, состоявшей на службе у военного правителя, школы Тоса, близкой императорскому двору, а также работы художников нихонга конца XIX – начала XX вв. Также на выставке демонстрируется подборка классической гравюры укиё-э, посвящённая легендарным героям самурайской истории.
Вниманию зрителя представлены расписные ширмы, которые в период Эдо были неотъемлемым элементом интерьера замков и дворцов самураев высокого ранга, а также аксессуары для чайной церемонии, образцы каллиграфии, пейзажи и картины, предметы быта, одежда. В экспозиции активно используются новейшие мультимедийные технологии: в залах играет традиционная японская музыка, демонстрируются видеоролики об истории Японии, философии самураев, технологии создания оружия, подготовленные специально для проекта.
В рамках выставки проходит насыщенная культурная программа, включающая в себя:
лекции по философии самураев, истории, культуре и традициях Японии, техниках владения оружием; показательные выступления и мастер-классы по японским боевым искусствам (кендо, кюдо, айкидо, дзюдо и др.) и традиционным изящным искусствам (суми-э, оригами, икэбана, чайная церемония, игра в го, каллиграфия, манга и др.); экскурсии по экспозиции.
Также в рамках работы выставки будут представлены коллекции антикварных кимоно и традиционных японских вееров. Всё это позволит гостям выставки не просто стать сторонними наблюдателями, но погрузиться в атмосферу мира самурая.
Официальный сайт: http://www.isamurai.ru
Группа ВКонтакте: http://vkontakte.ru/club10204392
«САМУРАИ: ART OF WAR» - Санкт-Петербург, Артиллерийский Музей, Александровский парк, 7, тел.: (812) 498-07-04, (812) 232-0296, М «Петроградская»/»Спортивная». Открыт: ежедневно с 11.00 до 17.00, кроме понедельника, вторника и последнего четверга месяца.
Вход: 200 рублей.
Школьникам, студентам дневных отделений и пенсионерам - скидка 50%.
Льготным категориям граждан предоставляется право бесплатного посещения экспозиции.
ВЫСТАВКА РАБОТАЕТ ДО 30 СЕНТЯБРЯ
Комментарии
Подписаться