Сай - один из немногих художников современности, нашедший свое формальное решение, как то Уорхол или Лихтенштейн, изобретатель новой кисти.
В своих работах 2008 – 2009 гг. Алексей Сай продолжает развивать тему офисного образа жизни, тесно связанного с миром современных мегаполисов. На довольно больших принтах, привычно выполненных в программе Excel, предстают монументальные виды таинственно мерцающих ночными огнями больших городов, непрерывно работающих заводов, а также вечно зеленых лесов и лугов.
Работам Сая присуща логика и красота, но красота безжалостная: художник не придумывает мотивы своих композиций, они подчеркнуто стереотипны и действительно взяты из мира, нас окружающего. Яркие цвета компьютерной заливки не кажутся такими уж нереалистичными, они давно стали естественными в визуальной среде мегаполиса. Мир больших городов становится все более дематериализованным при помощи экранных изображений, искусственного освещения и отражающих поверхностей.
Мир в работах Сая окончательно приобретает свой внечеловеческий, внекультурный масштаб. Художника теперь интересует не место, а пространство. Городские пейзажи отличаются от видов природы только предметом изображения: ландшафты дикой природы также затеснены и лишены свободы, как и городские, те же вертикали и горизонтали определяют их композицию, и та же удушливая теснота формул и слов составляет их основу.
Получивший в 2001 году образование в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в мастерской станковой графики профессора Николая Компанца, Сай довольно скоро вышел в сферу актуального искусства. Вот только пошел он необычным путем – выбрал для работы самую неподходящую программу, предназначенную для подсчета денег, а не рисования. Сделать в ней эскиз довольно сложно – невозможно уловить целостную картину, по сути, образ окончательно рождается только в момент печати изображения на бумажной основе.
Принты Сая обладают качествами настоящего произведения искусства – их хочется и следует рассматривать. При приближении то, что издали казалось, например, строго построенным пейзажем, вблизи распадается на мельчайшие детали – буквы, цифры, элементы диаграмм и графиков, на весь тот цивилизационный мусор, который нами не замечен, но стал обязательной составляющей жизни в виде квитанций, платежек или банковских отчетов. Изобразительные возможности Excel кажутся огромными: толщина букв, длина слов и формул, сама конфигурация символов выразительны, они складываются в целостный образ. Сам прием, при помощи которого строится изображение в работах Сая, не лишен машинной природы – принцип «оптического смешивания» положен в основу печати струйных принтеров.
Принты Сая утверждают способность машины к бесконечному производству, в данном случае и к производству художественных образов тоже. Правда, с помощью человека. Пока…
Комментарии
Подписаться