О цикле "Кремастер"
"Первый великий сплав искусства и кино со времен "Андалузского пса"
Джеффри Джонс, "The Guardian"
Легендарный цикл Мэттью Барни "Кремастер", работа над которым шла восемь лет. Все пять фильмов не обязательно смотреть в определенном порядке, вместе они сплетаются в богатый ковер тем, среди которых сексуальная дифференциация и мужское начало. Построенный на захватывающих дух образах и сплавляющий столь непохожие жанры, как мюзикл, готический вестерн и кельтские легенды, цикл "Кремастер" является, как написал в "Нью-Йорк Таймс" Майкл Киммелман, "отмеченной честолюбием, масштабом и откровенной провокацией вдохновляющей вехой для искусства нового столетия".
Барни начал работу над циклом "Кремастер" в 1994 году. Пренебрегая хронологическим порядком, сначала он снял "Кремастер 4" (1994), затем — "Кремастер 1" (1995), "Кремастер 5" (1997), "Кремастер 2" (1999) и "Кремастер 3" (2002). Параллельно с каждым фильмом цикла, в котором Барни выступал в качестве сценариста и режиссера, а также исполнителя одной или нескольких ролей, этот художник и кинематографист создавал сопутствующие скульптуры, рисунки и фотографии. Этот эпический цикл имеет своей концептуальной отправной точкой мужскую кремастерную мышцу, которая контролирует тестикулярное сжатие в ответ на внешнее воздействие. Проект изобилует анатомическими аллюзиями на положение репродуктивных органов во время эмбрионального процесса сексуальной дифференциации: в "Кремастере 1" представлено самое "поднятое" (или недифференцированное) состояние, в "Кремастере 5" — самое "опущенное" (или дифференцированное). Цикл постоянно возвращается к тем моментам сексуального развития, в которые результат процесса еще неизвестен. В метафорическом мире Барни эти моменты олицетворяют состояние абсолютной потенции. Пока цикл снимался (в течение восьми лет), Барни вышел за границы биологии как способа исследовать создание формы, стал использовать нарративные модели из других областей — таких как биография, мифология и геология.
Джон Рокуэлл писал в "Нью-Йорк Таймс": "Как и к любому произведению искусства, к творчеству мистера Барни возможны два подхода — интеллектуальный и интуитивный, и не обязательно они противоречат друг другу. Вы можете мучительно искать смыслы в знаках и образах мистера Барни. А можете просто отдаться потоку этих необычных образов".
Комментарии
Подписаться