Views Comments Previous Next Search

Искусство VS политика: арт-сцена Киева

275933
НаписалHard Choice28 июля 2009
275933

Арт-сцену Киева поделили между собой два поколения художников. Это "ветераны", которые в искусстве еще со времен позднего СССР и ранней незалежности (А. Савадов, И. Чичкан, А. Гнилицкий, А. Ройтбурд, и др.) и молодежь, дети "оранжевой революции" 2004-го года (группы SOSка, Р.Э.П., Bluemoloko, А. Кахидзе, А. Сай и др.)

Молодые художники критически осмысливают все происходящее в Украине. Их искусство во многом политизировано и социально ориентировано. Однако протест - не единственная точка притяжения интересов молодых украинских художников. Они берут на себя еще и просветительскую функцию. Коммерческие галереи, как водится, в основном предлагают живопись. В то же время свободные радикальные художники предпочитают действовать иначе - выходя на уличные акции. Так искусство становится плечом к плечу с политикой: инструменты одинаковые. Художники раздают агитки, организуют публичные выступления, размещают свои объекты на улицах.

Участники группы "Р. Э. П.", в состав которой входят Никита Кадан, Ксения Гнилицкая, Владимир Кузнецов, Лада Наконечная, Леся Хоменко и Жанна Кадырова, именно в этой новой традиции работают на стыке политики и искусства. Они критикуют язык политической ангажированности, выявляя его абсурдность. На вопрос, в  чем заключается его художественный message Никита Кадан ответил, что так он реагирует на послания, которые ему адресует общество. 

Никита Кадан


Последний проект команды Р.Э.П. называется "Патриотизм". Здесь участники уже отошли от методов протестных групп. Это визуальный рассказ, включающий в себя набор  понятийных знаков. В виде настенных  росписей Р.Э.П. сообщают о локальном в интернациональном пространстве.  

"Патриотизм"


Одна из участниц проекта Лада Наконечная на вопрос о том, что она хочет сказать своим искусством, отвечает: "В поле моих интересов изменение людей, их отношений, чувств, под влиянием ворвавшегося в мою страну неолиберализма и вопрос на чем может базироваться новое общее. Во многих работах я поднимаю тему взаимоотношения человека и вещей,перепроизводство, необдуманное потребление, влияние фешн-индустрии, превосходство за счет достатка и зависимости от построенной системы отношений". 

Лада Наконечная

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 1.

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 2.

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 3.

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 4.

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 5.

Группа SOSка (Николай Ридный, Анна Кривенцова, Белла Логачёва и Елена Полященко) - харьковское объединение молодых художников. Сейчас они все больше работают в Киеве.

Анна Кривенцева, SOSка: "В своих проектах мы исследуем ситуацию, в которой находится постсоветское общество. Украинская реальность постоянно видоизменяется, подвергаясь то процессу европейской глобализации, то политическому кризису. Используя в качестве героев работ людей различных социальных слоёв (от деревенских жителей до городских эмо), мы создаём проекты-метафоры о современности".

Акция "Бартер" посвящена вопросам взаимодействия современного искусства и рынка. В деревне под Харьковом художники предлагают местным жителям обменять "принты" картин звезд современного искусства на продукты сельского хозяйства.

"Бартер"

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 6.

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 7.

Украинская творческая группа "Bluemoloko" (Филипп Пищик, Пелипас  Юлия, Алексей Шишкин, Юлия Белианевич) создала проект "Ukrline". При помощи фигурного валика, художники прокладывают дорогу в будущее Украины. Отпечаток выглядит, как традиционный украинский орнамент, в основе которого точка и крест. Путем нанесения его на различные поверхности - на одежду, на землю, на забор, на машины осуществляется своеобразная национальная маркировка объектов.  

"Ukrline"

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 8.

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 9.

На вопрос, в  чем идея творчества группы "Bluemoloko"  Филип Пищик ответил: "Вообще это очень странная практика - словами рассказать о том, что не требует слов". 

Впрочем, многие художники весьма развернуто и с удовольствием рассуждают о собственном творчестве. Часто приходится объяснять, оказывается, что универсальный язык искусства понятен далеко не всем.

Художница Ирина Рузина фотографирует детей. Ей кажется важной тема коммуникации взрослого и ребенка. "В проекте "Переходные состояния" я исследую внутренний мир ребенка, его глубину. Кудрявые девочки-куклы не мои герои. Мои дети странные, испуганные и отрешенные. Они сложнее, мудрее... Взрослым проще, когда дети на поверхности. В моем проекте я призываю взрослого переосмыслить отношение к детям и, возможно, начать исследовать детский мир вместе со мной".

Ирина Рузина

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 10.

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 11.

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 12.

Искусство VS политика: арт-сцена Киева. Изображение № 13.

Как уже говорилось, живопись как жанр в Киеве повсеместно любят. Среди работ, представленных на Премию Арт Центра Пинчука (конкурса молодых художников), наряду со скульптурой, фото и видео много и холстов.

Среди них работы Андрея Галашина. Художник родом из Львова, сейчас живет и работает в США. В его работах можно проследить смесь двух разных концепций в одном живописном пространстве листа. Происходит ощущение эффекта наложения двух кадров на фотопленке.

Андрей Галашин


Молодые художники Киева отмечают, что украинская арт-сцена весьма консервативна и продолжает традиции национально-ориентированного соцреализма. В городе не хватает независимых мест, где бы аккумулировалось искусство - для проведения семинаров, выставок, лекций. Специализированных изданий, посвященных современному искусству в Киеве нет, как и просто адекватных публикаций, по словам Никиты Кадана.

Молодые художники не ждут чуда, а стараются сами создавать культурную среду города. Они учат детей (Филипп Пищик - студия "Детский Лепет"), устраивают выставки, создают кураторские сообщества (Никита Кадан - Худсовет), издают газеты (Zombie), публикуют материалы в СМИ. Ситуация сложилась таким образом, что художники, которым в основном от 23 до 33 лет, выступают одновременно кураторами, критиками, организаторами, журналистами и педагогами. Время быть универсальными!  

Текст: Саша Шилклопер

Рассказать друзьям
27 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются