Искусство fin de siècle, "конца века", любят называть искусством вырождения. В то время как одни видят в нем утонченный эстетизм и мистическое прозрение, другие готовы ставить многочисленные неутешительные диагнозы как творцам, так и поклонникам изысканных творений. Чрезмерный эротизм и эгоизм, тяготение к эзотерическим сферам и зачастую откровенное пренебрежение общепринятой моралью - черты, которые мы можем видеть и в искусстве конца XIX - начала XX века, и в искусстве нашего времени: страх перед будущим, внутренние искания и устремление к неизведанному порождают произведения, которые нельзя назвать жизнеутверждающими.
В начале XX века в России приобрел известность бельгийский художник-символист Фелисьен Ропс (7.07.1833 - 23.08.1898), и в XXI веке его творчество после долгих лет забвения открывают у нас заново: эти откровенно эротичные (а с точки зрения некоторых зрителей - порнографические), мрачные, мистические и подчас почти богохульные произведения, несмотря на свой более чем столетний "возраст", не теряют своей актуальности (если такое определение, как "актуальность", вообще может быть применимо к сексу или смерти, изображенным с неизменно-обостренной чувственностью и мастерством).
Современники художника отмечают, что Ропс, казалось, родился с карандашом в руке, страсть к рисованию владела им с детства. Постоянно делая наброски, он овладел мастерством улавливать характерные черты в людях и приобрел определенную известность как карикатурист. Свои остросоциальные рисунки Ропс несколько лет публиковал в самолично им основанном сатирическом журнале "Уленшпигель". В то же время Фелисьен считал: "Искусство не должно быть ни демократическим, ни социальным, ни социалистическим или популистским... Я думаю, что искусство всегда было самодостаточным и будет таковым".
Нужно сказать, что вырос Фелисьен Ропс в зажиточной семье и, будучи баловнем обожавшей его матери, рано пресытился благами материальными и полностью отдался искусству и иным наслаждениям. Блестяще окончив училище, юридический факультет Брюссельского университета он довольно скоро бросил. Драматург Николай Евреинов, автор пространного критического очерка о творчестве Фелисьена Ропса, не скрывает восхищения: "Ропс в эти годы — ловкий фехтовальщик, бравый наездник,
страстный охотник, не знающий промаха! Прибавьте внешность, затемнявшую рассудок добродетельнейших женщин. Громадного роста, атлетического сложения, с чертами Мефистофеля и Аполлона! небольшой мужественный рот, большие властные глаза! при этом острый ум, притягательная элегантность, деньги, молодость и, наконец, талант художника!"
Фелисьен Ропс имел широкий круг общения в среде писателей и художников своего времени; он был другом Шарля Бодлера и создал фронтиспис для его "Цветов Зла", а среди почитателей его творчества оказались такие знаковые фигуры, как Альфред де Мюссе, Теофиль Готье, Стефан Малларме. Ропс состоял в масонской ложе "Великий Восток Бельгии", подозревался в причастности к сатанизму, но сам он, однако, в своих сюжетах ничего рискованного не видел, настаивая на том, что всего лишь называет вещи своими именами. Утонченный мастер сюжетного рисунка, он все чаще обращался к неприкрытой чувственности, мистическим мотивам и "дьявольской полноте плотских страстей".
"Я был рожден со склонностью ко всему тому, что связано с языческими культами. Всё, чего боятся люди с их скромными телесными желаниями и их страхом перед откровенными ласками, представлялось мне во времена моей юности простым, естественным и прекрасным. Мужчина, дарующий телу своей любимой все чудеса иного мира, которые его рот способен найти; две женщины, взаимно покрывающие
себя поцелуями, - я считаю это самым прекрасным, что может праздновать на земле перо или карандаш. Отсюда моя ненависть к дуракам и отсюда то искусство, которое никто, кроме меня, не рискует реализовывать."
Счастливо женатый, Фелисьен Ропс не прекращает увлекаться необыкновенными красавицами, стремясь познать саму суть Женщины и ее чувственности - так родились знаменитые "Искушение св.Антония", "Порнократия" ("Женщина со свиньей"), "Колдунья". Ропс говорил: "Мужчина находится во власти женщины; женщина находится во власти Дьявола". Это утверждение знакомо европейской культуре еще со времен кровавой охоты на ведьм... Необузданная женская чувственность была закономерно демонизирована в христианской культуре; впрочем, в творчестве Ропса эта пылающая языческая женская сексуальность все равно несет на себе отпечаток декаданса. Женщина здесь выступает искусительницей и искушением, жрицей любви,
но не матерью и не добродетельной хранительницей нравственных ценностей.
"В противоположность людям, которые верят, что какой-то роман или набросок выполняют миссию спасения общества или "просвещения масс", я думаю, что искусство под угрозой гибели всегда было самодостаточным и будет таковым..."
- Фелисьен Ропс
Комментарии
Подписаться