Предыстория. Последние полгода жизни Винсент Ван Гог провел в местечке Овер (Овер-Сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise)). Диагноз арльской клиники "эпилепсия височных долей" в истории болезни, слабость рук, особенно пальцев. После долгого плена в психиатрической клинике, дни казались Ван Гогу неделями. Он работал по привычке, вставал в пять утра, брал мольберт и шел куда глаза глядят. Работа уже не приносила той радости, какая была на выжженых южных полях, в Арле. Помня обещания врачей, художник ждал следующего припадка своей болезни и знал, что в беспамятстве может выкинуть нечто подобное прошлым выходкам.
Уезжая из Парижа, Винсент не условился с братом, своим вечным благодетелем и кредитором, о деньгах, и теперь ему оставалось лишь гадать, сколько франков пришлет Тео и когда. Денег не хватало на краски, денег не хватало на холсты. Чтобы выпить стаканчик вина в кабаке, приходилось занимать.
Однажды утром он взял мольберт и холсты, пошел по длинной дороге к станции, взобрался на холм за католической церковью и сел писать среди желтой пшеницы напротив кладбища.
Когда близился полдень и неистовое солнце безжалостно жгло Винсенту голову, вдруг целая туча черных птиц стремительно опустилась с неба. Они заполнили воздух, заслонили солнце, окутали Винсента тяжелым покровом тьмы, лезли ему в волосы, врывались в уши, в глаза, в ноздри, в рот, погребая его под траурно-черным облаком плотных, душных, трепещущих крыл.
Винсент продолжал работать. Он писал черных птиц над желтым полем пшеницы. Он не знал, сколько времени это длилось, а когда увидел, что картина закончена, сделал в углу надпись: "Стая ворон над хлебным полем", закинул мольберт на спину, добрался до кафе Раву, упал навзничь поперек кровати и заснул.
На следующий день Ван Гог покончил с собой. По словам Тео, который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).
Могила братьев Ван Гог в Овере не меняет своего вида уже более века. Сразу за кладбищенской стеной начинаются бесконечные пшеничные поля, которым Ван Гог посвятил свою последнюю картину.
Для сравнения. Мой друг утверждает, что это от тихого уюта этого места мурашки бегут на коже. Даже у человека, который ни разу в жизни не видел этой картины.
p.s. Не знаю, уместно ли давать ссылку на подборку остальных фоток. В любом случае, по запросу.
Комментарии
Подписаться