Views Comments Previous Next Search

Рижский «Винзавод»

3211950
НаписалОльга Борте11 сентября 2009
3211950

Переделка промышленных зданий и их превращение в культурные объекты — привычная мировая практика. В Москве есть уже, по меньшей мере, шесть таких площадок. Там проходят самые разные мероприятия — выставки, концерты, спектакли, лекции, кино. В последние годы подобные проекты появились и в Латвии.

В 2008 году в Риге нарисовалась новая арт-точка — Квартал Творческой Индустрии Спикери (Spikeri). Его кирпичные амбары внешне очень похожи на наш «Винзавод». Владельцы галерей в Спикери тоже отмечают это сходство. Кстати, арт-квартал в Риге соседствует с центральным продовольственным рынком — по контрасту публики похоже на соседство московского Винзавода с Курским вокзалом.

Рижский «Винзавод». Изображение № 1.

Кстати, Спикери занял несколько корпусов по улице Маскавас, что переводится, как Московская улица. А район, где все это находится, называется Московский Форштадт, на рижском просторечье «Маскачка», место очень старое и с большой историей. Здесь с начала XX века селились русские купеческие семьи, а во времена войны было еврейское гетто.

                           Рижский «Винзавод». Изображение № 2.

Благодаря усилиям владельцев Спикери Улдис и Янис Динне (Uldis un Janis Dinnem) рижская арт-тусовка, наконец, обрела свой центр. И теперь здесь собирается культурная публика столицы. Самые яркие объекты — галерея современного искусства Kim?, необычное кафе Metakafe, музей кукол Dollart и площадка Dirty Deal Cafe.


Dollart


Первым нам удалось посетить частный музей кукол Dollart . Его владелица и идеолог Инара Лиепа (Inara Liepa) собирала коллекцию много лет подряд. Это своего рода архив времени — здесь обитают разные игрушки, каждая со своим особым настроением и историей. В музее пахнет старым домом, хотя создан он всего полгода назад — видимо, куклы несут этот запах в своей одежде и волосах. Попадаются очень интересные по характеру персонажи, иногда группы персонажей. Помимо кукол здесь можно найти кучу всяких старых вещей ?- одежду, фотографии, журналы. Дом кукол открыт для пополнения коллекции, многие экспонаты здесь принесены жителями Риги и других городов.

Рижский «Винзавод». Изображение № 3.

Рижский «Винзавод». Изображение № 4.

Рижский «Винзавод». Изображение № 5.

Рижский «Винзавод». Изображение № 6.

Рижский «Винзавод». Изображение № 7.

Рижский «Винзавод». Изображение № 8.

Рижский «Винзавод». Изображение № 9.

Рижский «Винзавод». Изображение № 10.

Рижский «Винзавод». Изображение № 11.

Рижский «Винзавод». Изображение № 12.

Музей интересен тем, что может стать своеобразным центром детства. В Dollart работает студия, там можно научиться делать кукол. Пока родители мастерят, дети играют с готовыми игрушками, получается, это место объединяет. Взрослые вспоминают свое бессознательное, делая игрушки, они начинают лучше понимать своих детей. Инара настроена очень оптимистично. Она благодарит владельцев квартала за предоставленную возможность открыть здесь музей, и считает, что даже в сложное время можно наблюдать некоторые перемены к лучшему, например образование такой культурной точки, как Спикери.


Kim?


Напротив музея кукол расположилась галерея современного искусства «Kim?» — расшифровывается как «kas ir maksla? / kas ir muzejs?» — «что такое искусство?/ что такое музей?». Здесь выставлены вроде бы те же старые вещи, от которых веет настальгией ?- старый проигрыватель, спичечные коробки, сигареты «Беломор», ретро-торшер с бахрамой. Но подача и контекст в корне отличаются от того, как это выставлено в Dollart. Пространство Kim? как лист бумаги — стерильное, белое, предметы упакованы по отдельности в стеклянные боксы и воздвигнуты на геометрические пьедесталы. Здесь собраны работы латышских художников разных временных периодов, для организаторов интересным показался диалог этих предметов в единой среде выставки.

Рижский «Винзавод». Изображение № 13.

Рижский «Винзавод». Изображение № 14.

Рижский «Винзавод». Изображение № 15.

Рижский «Винзавод». Изображение № 16.

Рижский «Винзавод». Изображение № 17.

Рижский «Винзавод». Изображение № 18.

Рижский «Винзавод». Изображение № 19.

Рижский «Винзавод». Изображение № 20.

Рижский «Винзавод». Изображение № 21.

Kim? — часть реализации масштабного проекта Латвийского Музея Современного искусства — гиганского культурного центра в здании бывшей тепловой электростанции. Несмотря на то, что музей существует пока только виртуально, коллекция произведений искусства уже собирается, а культурные события осуществляются при его поддержке.


Metacafe


Metacafe также, как Kim? является пилотным проектом Латвийского музея современного искусства и призвано подготовить культурный background города. Разница между просто-кафе и Metacafe аналогична разнице между физикой и метафизикой. Это основная концепция места — здесь не просто едят и болтают, здесь осуществляется глубинный поиск смысла. В помощь ищущим предлагается целый стеллаж нужной литературы. Metacafe — это уникальное место в Риге, которое совмещает в себе кафе, книжный магазин, читальный зал и музей.

Рижский «Винзавод». Изображение № 22.

Рижский «Винзавод». Изображение № 23.

Рижский «Винзавод». Изображение № 24.

Рижский «Винзавод». Изображение № 25.

Рижский «Винзавод». Изображение № 26.

Рижский «Винзавод». Изображение № 27.

Рижский «Винзавод». Изображение № 28.

Рижский «Винзавод». Изображение № 29.

По словам креативного директора Элвиса Зантса (Elvis Zants), в кафе нет случайных предметов, здесь подобрано и осмысленно все, от блюдца до книги. Metacafe сотрудничает с литературным интернет-сообществом Сатори (Satori) и группой авторов Орбита (Orbita), вместе они формируют нечто вроде культурной комнаты с концепцией «медленной пищи».


Dirty Deal Cafe


Рижский «Винзавод». Изображение № 30.

Рижский «Винзавод». Изображение № 31.

Рижский «Винзавод». Изображение № 32.

Хулиганская площадка Dirty Deal Cafe (Грязная сделка) знакомит зрителей Риги с современными тенденциями в музыке и театре. Здесь проводятся репетиции, выделяется место под художественные мастерские. Dirty Deal позиционирует себя как культурно-интеллектуальный центр, имея при этом довольно молодежный дерзкий стиль. Например, одна из вечеринок назывется «Гетто-парти».

Рижский «Винзавод». Изображение № 33.

Рижский «Винзавод». Изображение № 34.

Рижский «Винзавод». Изображение № 35.

Рижский «Винзавод». Изображение № 36.

Рижский «Винзавод». Изображение № 37.

Рижский «Винзавод». Изображение № 38.

Рижский «Винзавод». Изображение № 39.


Что дальше?


Зане Чулкстена (Zane Culkstena), директор музея Kim? и Элвис Зантс (Elviss Zants), креативный директор MetaCafe рассказали, как они выживают в условиях непростой экономической ситуации в стране и как видят будущее современной культуры в Латвии.


Рижский «Винзавод». Изображение № 40.

Зане Чулкстена, директор музея Kim?

Экономическая ситуация, конечно, серьезно затронула финансирование нашего музея. Оно было сокращено на 50% и, наиболее вероятно, в будущем будет еще больше сокращено. Но мы не жалуемся и не прекращаем нашу творческую деятельность. У нас всегда были разные источники дохода, нам помагают ЕС, а также мы продолжаем работать с нашими постоянными партнерами, например с авиакомпанией airBaltic. Латвийский Музей Современного искусства сейчас находится в стадии формирования, а именно, здание, разработанное всемирно известным голландским архитектором Ремом Кулхасом, должно быть закончено к 2014 году. Тем временем музей уже пополняет свою коллекцию, в которой уже 158 художественных работ.

Рынок современного искусства в Латвии, на мой взгляд, еще только создается. Есть талантливые художники, есть заинтересованные люди, но рынок, как таковой еще не сформировался. К сожалению, у латвийских жителей еще не было возможности тесно сблизиться с современным искусством — не было никакого серьезного места, показывающего современное искусство в течение многих лет, не было больших международных выставок, разве что выставки Энди Уорхола и Марка Ротко около десяти лет назад. Также в Латвии нет учебного заведения, где бы рассказывали, что такое современное искусство. Как результат, аудитория для современного искусства в Латвии не больше, чем 1 % населения. И все же, интерес растет год от года.


Рижский «Винзавод». Изображение № 41.

Элвис Зантс, креативный директор Metacafe

Очень важно понимать, что мир выберется из экономического кризиса, как уже не раз выбирался. Но из кризиса культурного выбраться будет намного сложнее. Поэтому у нас есть миссия — создавать культурное сообщество, которое сможет предотвратить культурную деградацию человечества. Наша цель — способствовать развитию человеческих отношений, которые будут складываться из любви к искусству и друг к другу. Для этого мы здесь создали такое место, где это общение может осуществляться. Очень прискорбно наблюдать, как из-за нехватки финансовой поддержки закрываются культурные учреждения страны, но я надеюсь, что создание Латвийского музея современного искусства в Риге поднимет творческий дух столицы.

Говорят ли рижские художники о политике? Падение экономики началось не так давно, и еще рано подводить итоги. Однако, к сожалению, уже есть немало поводов для агрессивной оценки происходящего в нашей стране.

Искусство Латвии имеет большой потенциал. Современное искусство сейчас часто граничит с дизайном, рекламой, иногда чересчур эпатажно, а иногда слишком бессмысленно. Однако латышские художники (и русские в Латвии в том числе) мыслят вполне нетрадиционно и глубоко и стараются интересно воплощать свои идеи. Целесообразность рынка искусства — это его уместность сейчас. Я полагаю, что в сегодняшнем мире все искусство довольно бесполезно. Сегодня очень важно какой именно message несет творческая работа, если содержание актуально и уместно, красиво и уникально — оно будет признано миром и будет хорошо продаваться.


Текст: Саша Шилклопер

Фото: Саша Шилклопер (Dollart), архивы Dirty Deal Cafe, Kim?, Metacafe, Spikeri

Рассказать друзьям
32 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются