Сойфертис Леонид (Вениамин) Владимирович (1911-1996) , российский график, народный художник СССР, член-корреспондент АХ.
Учился в Харьковском художественном институте на отделении повышения квалификации художников при МГХИ им. В.И. Сурикова у А.А. Радакова, П.И. Львова, М.С. Родионова. Сотрудничал с журналами "Смена", "Огонек", "Крокодил" (с 1934). Произведения Л.В. Сойфертиса хранятся в ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Долго размышляла над тем, как написать об этом выдающемся карикатуристе, чтобы это было «правильно», и остановилась на том, что никто кроме его современников и коллег по цеху не сможет поведать о нем лучше.
Предисловие к книге из серии «Мастера советской карикатуры» о Л.Сойфертисе, 1981 год
Мы всегда поражались его редкой наблюдательности, той остроте и жизненности, с какими изображает художник будничные явления, мимо которых люди проходят, часто не замечая их.
Иногда, глядя на природу, говорят: это прямо левитановский пейзаж. В этом высшая похвала художнику, сумевшему обобщить в своем искусстве живой и убедительный образ природы.
Также, глядя на группу ребятишек или наблюдая какую-либо уличную сцену, нередко говорят: это же настоящий Сойфертис!
Конечно, легче привлечь внимание зрителя эффектным сюжетом, яркостью колорита, драматизмом темы. Но надо обладать редким талантом, чтобы в скромном, повседневном увидеть волнующее явление и скупыми средствами донести его до широкого зрителя.
Сойфертис умеет это делать прекрасно, потому что он очень любит жизнь, людей, тонко понимает их радости и волнения. Художнику свойствен не только добрый юмор, но и острая сатира.
Дружеский шарж. Кукрыниксы, 1958 год
Картины хлеще есть и злей,
Но штрих неповторимый чертится,
И я кричу, как Галилей:
А всё-таки она – Сойфертиса!
А.Раскин
Стрелочница 1936 г. Бумага, пастель
Творческий путь художника начался в мирные довоенные годы, закалялся в суровых испытаниях Великой Отечественной войны, его талант проявлялся в тяжелых условиях борьбы с фашизмом на Малой земле, в Одессе, в Севастополе.
Из книги «Мастера советской станковой графики», Нурок А.Ю.
В годы войны он участвовал в боях в Севастополе, Новороссийске, Одессе. Много тяжелого довелось увидеть Сойфертису на войне, не раз смерть была рядом с ним, но его светлый и легкий талант извлек из этого не яростные сцены боя, не трагедию и смерть, а улыбку жизни, остающуюся самой собой и под бомбежкой. Своеобразная острота, забавность отличают положения, изображенные им. Матрос спешит на передовую в осажденном Севастополе, и мальчишки - для скорости вдвоем - усердно начищают ему башмаки. "Некогда" - так называется этот лист. Идет воздушный бой над городом в солнечном небе, женщины наблюдают за ним, а старушка невозмутимо шьет что-то, сидя тут же на стуле у ворот. Матросы у газетной витрины читают последние известия, стоя тесной группой, ощетинившейся штыками винтовок, в воронке от бомбы расположились матрос и фотограф - нужен снимок для партдокумента.
Л. В. Сойфертис. Последние известия. 1941
Все это, очевидно, можно назвать бытовыми эпизодами, но это быт, установившийся в двух шагах от передовой, и самые непритязательные, даже забавные на первый взгляд сценки здесь овеяны дыханием большого мужества и героизма.
Его серия "Метро" - ряд жанровых сценок, подмеченных в сутолоке московских подземных дворцов, и рисунки и офорты, посвященные детям, по-прежнему удивительно зорко увидены, по-прежнему освещены требовательным интересом к человеку. Забавные, трогательные, острые – останавливают момент, обличают его, делают новым в рутинном потоке.
Неподдельное изящество отличает рисунки Сойфертиса. На мой взгляд, несмотря на то, что работы мастера описывают в большинстве советский быт, даже спустя пять, десять,.. пятнадцать лет - они не потеряют своей живости и современности.
Иллюстрация Л. В. Сойфертиса к роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»
Журнальные рисунки Л.В.Сойфертиса.
Комментарии
Подписаться