Музей современного искусства в Нью-Йорке счел художественные и киноработы Тима Бертона достойными полугодовой выставки-ретроспективы. Бертона знают как режиссера, но он еще и художник, фотограф, писатель. И это не полный список его ипостасей.
Нью-Йоркский Museum of Modern Art (MoMA) – один из самых крупных и влиятельных в мире музеев современного искусства. Тим Бертон – известный голливудский режиссер, который снимает эксцентричные фильмы и мультфильмы, зачастую полные черного юмора.
На первый взгляд между ними мало общего. Однако с 22 ноября 2009 г. по 26 апреля 2010 г. в MoMA пройдет выставка, посвященная почти 30-летней профессиональной деятельности Тима Бертона. Режиссер рассказал Variety, что сам сначала не поверил, когда к нему обратились из музея с предложением сделать выставку. «Я думал, что это шутка», – вспоминает он.
Публика увидит на выставке его рисунки и живопись, раскадровки, скетчи, фотографии, а также кукол, макеты, костюмы и реквизит, созданные за время работы над его фильмами и вне ее. Всего более 700 экспонатов.
Кураторы выставки задались целью проследить художественное развитие Бертона с самого детства. Сам режиссер признает, что увлекся рисованием еще в детстве. «Мне проще размышлять визуальными средствами, а не вербальными, так что это будет что-то вроде моего дневника», – объясняет он. Бертон говорит, что сотрудники музея вытащили на белый свет множество работ, о которых он сам уже давно забыл. Среди них будут, например, рисунки, которые Бертон сделал в начале 1980-х в качестве помощника мультипликатора на студии Walt Disney к мультфильму «Лис и охотничий пес». Руководители проекта отвергли тогда рисунки начинающего аниматора. Как он позднее рассказывал, его герои напомнили им раздавленных машиной животных.
Также в рамках выставки пройдет ретроспектива всех фильмов режиссера – игровых анимационных. Их у него сейчас 14 (во время выставки выйдет еще один – экранизация «Алисы в стране чудес»). Вдобавок MoMA покажет фильмы, которые, по признанию режиссера, повлияли на него. В том числе немой фильм ужасов «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине (1920), «Франкенштейн» Джеймса Уэйла (1931) и «Колодец и маятник» Роджера Кормана (1961).
Режиссер признался, что слегка нервничает из-за грядущей выставки. «Когда ты снимаешь фильм, ты чувствуешь себя незащищенным в каком-то смысле, а тут я буду уязвим еще больше», – говорит он. Бертон с детства был достаточно нелюдимым. Вместо того чтобы проводить время с одноклассниками или дома, он любил ходить в одиночестве в кино, смотреть там ужастики и низкобюджетные фильмы. Богатое воображение заменяло ему общение. Да и сейчас его не назовешь публичным человеком. Он снимает авторское кино, хоть иногда и на грани с мэйнстримом, и это нередко приводило к конфликтам со студийным руководством, к непониманию со стороны критиков и публики. Тем не менее у его фильмов есть постоянная, очень благодарная аудитория, которая обеспечивает ему хорошие сборы, и это позволяет Бертону самовыражаться дальше. Выставка в MoMA, где демонстрируются работы знаменитых импрессионистов, кубистов, классиков дизайна, подтверждает статус Бертона как признанного представителя современного искусства.
http://mocoloco.com/art/archives/012703.php
Комментарии
Подписаться