Привет! Хочу рассказать вам об одном из моих любимых художников Олафуре Элиассоне (Olafur Eliasson). Мне очень нравятся ходы, которые он использует. Большинство его работ так или иначе базируется на природе или природных процессах, но сама "природа" не является конечной целью Элиассона. Она служит лишь способом изучить зрителя и его субъективные переживания. Воспроизведение природных процессов не может быть истолковано как обычный призыв к пассивному созерцанию, а служит инициатором для систематического изучения и анализа. Движению часто отводится непосредственное участие в его работах, зрителя призывают к перемещению, дабы иметь возможность почувствовать работу физически. Художник наблюдает за зрителем, за его восприятием происходящего, выступая в качестве промежуточной инстанции, рассматривающей отношения между искусством и зрителем.
Олафур Элиассон родился в 1967 году в Копенгагене. С 1989 по 1995 проходил обучаение в Королевской Академии Искусств в Копенгагене. В 1995 основал “Studio Olafur Eliasson” в Берлине, своеобразную лабораторию пространственных исследований.
Вот некоторые его работы.
Room for one colour -1997
В работе “Комнта для одного цвета” (1997) зритель в самом деле видит лишь один цвет. Комната освещена моночастотным желтым. В отличие от обычного белого света, содержащего полный цветовой спектр, он состоит из одной длины волны в желтой части спектра. В комнате появляется бесцветное, потому что свет позволяет видить только желтый. С другой стороны, все станет более резким, ведь глазу нужно обрабатывать меньше информации о цветах, чем обычно. Через некоторое время, зрение само компенсирует этот недостаток, создавая избыточный красный и синий, которые в совокупности дадут фиолетовый. Поэтому, когда зритель переходит в соседнее пространство, он видит все фиолетовым.
Yellow fog – 1998/2008
Работа “Желтый Туман” впервые была показана в Нью-Йорке в 1998 году, после чего демонстрировалась в Вене в 2008. Тогда желтые лампы были вмонтированные в тротуар вдоль 48-метрового фасада здания штаб-квартиры компании Verbund (крупнейший в Австрии производитель электроэнергии). Ежедневно в сумерках туман поднимался по фасаду в этом желтом свете через регулярные промежутки времени, закрывая здание в эфемерную завесу на один час. Туман являлся своеобразным прекционным экраном для света. Кроме того, он использовался как инструмент, который заставил бы зрителя по-новому воспринять городское пространство (фасад здания, тротуар, и весь ансамбль площади).
1m³ light – 1999
В этой работе взяв за основу форму куба (или гексаэдра), художник воспроизводит ее с помощью 24-х галогенных ламп, стальных подставок и установки, воспроизводящей туман. Форма имитируется при помощи света. Таким образом, художник словно призывает зрителя отбросить привычное видение мира, увидеть абсолютную форму, не относящуюся к чему либо конкретному. Форма как идея, а не физическая данность.
The mediated motion – 2001
“Опосредованное движение” в сотрудничестве с Гюнтером Фогтом (Günter Vogt) - 2001 год. Инсталляция в Kunsthaus Bregenz (Брегенц , Австрия). Материалы: вода, дерево, сжатая почва, машины для производства тумана, тина, грибы шитаки. Создатели имитируют последовательное пространство, наполненное природными материалами. Во время путешествия через которое, посетители сталкиваются с рядом чувственных переживаний - виды, запахи и текстуры, которые были сформулированы непосредственно художником. Элиассон также изменил характер пространства здания, включая легкий наклон пола, что заставило бы посетителей более осмысленно ощущать акт передвижения в пространстве.
La situazione antispettiva – 2003
“Ситуация антиперспективы” была впервые показана в датском павильоне на Венецианской биеннале в 2003 году. Стальная конструкция, чем-то напоминающая раковину с 250-ю отверстиями в ней, сделанными по принципу калейдоскопа, разбивают привычное представление о пространстве. Объект уже невозможно воспринимать как "комнату в комнате", внутреннее его пространство выглядит разрозненным и не поддающимся идентификации.
The weather project – 2003
Пожалуй, самая известная работа Элиассона. Демонстрировалась в Tate Modern (Лондон) в 2003 году. Cтратегия "конструировать" природные явления достигла здесь своего апогея. Инсталляция представляет собой сотню моночастотных ламп, установленных в форме полукруга под зеркальным потолком. Зеркала были размещены таким образом, чтобы формировать образ полного солнца, плюс так любимая Элиассоном туманная установка. Зрители с энтузиазмом приняли эту работу, используя ее как социальную площадку, взаимодействуя с самим пространством галереи совершенно по-новому. Несмотря на отсутствие тепла, многие "загорали" прямо на полу.
Sonne statt Regen – 2003
“Солнце вместо дождя”, галерея Lenbachhaus Kunstbau (Мюнхен). В подземной части музея вдоль восточной стены была возведена конструкция, которая по сути представляла собой мембрану, экран, постоянно меняющий оттенки. Фактически это позволило “окрасить” 1600 кв. метров площади музея. Эффект был достигнут при помощи 1200 люминесцентных ламп (в основном желтых, красных и синих), оснащенных чипами и объединенных компьютерной программой. Здесь объект искусства словно исчезает в сознании зрителя, сливается со средой и плохо поддается идентификации. И вот объектом становится уже само пространство.
Your invisible house – 2005
Принцип во многом схож с “La situazione antispettiva” и некоторыми другими работами Элиассона, но здесь конструкция выходит из привычного музейного пространства на природу, что делает эффект еще более фантастическим.
BMW H2R project - 2007
По сути представляет собой прототип гоночного болида BMW H2R, без привычной обшивки, но облаченный в сложную структурную оболочку из стали и льда. Работа демонстрировалась в специальной холодной комнате, перед входом зрителям выдавали теплые накидки.
Sunspace for Shibukawa – 2009
Обсерватория из нержавеющей стали со стеклянными призмами, вмонтированными в купол для достижения световых эффектов внутри.
И еще масса интересного здесь ----> http://www.olafureliasson.net/works.html
Комментарии
Подписаться